Аутсорсинг для стартапов или как работают услуги по расчету заработной платы и кадровому делопроизводству

 Аутсорсинг для стартапов или как работают услуги по расчету заработной платы и кадровому делопроизводствуАутсорсинг расчета заработной платы и кадрового учета – один из наиболее простых путей повышения эффективности компаний среднего и малого бизнеса. Отдавая непрофильные процессы стороннему поставщику, компания становится более специализированной и фокусируется только на тех процессах, в которых у нее есть экспертиза, то есть фокусируется на основном бизнесе.

Создавая новую компанию

Многие начинающие предприниматели недооценивают врменные затраты на решение организационных проблем и серьезность последствий при их неправильном решении. Даже если в компании работают всего 5 человек, компания вынуждена вести функции, за которые в крупной компании отвечают целые отделы. В частности, любая компания должна иметь бухгалтерию, следить за своей безопасностью, вести юридическое сопровождение бизнеса и управлять собственным персоналом. Понятно, что нанимать отдельных сотрудников для выполнения каждого вида работ, компания не может – если, конечно, она не работает с 300% рентабельностью.

Большинство западных компаний, которые открывают представительства на российском рынке, находятся в похожей ситуации – их менеджеры начинают бизнес в Москве, как правило, мало зная о специфике ведения бизнес-процессов в России. В таком случае они поступают очень просто – вместо того, чтобы самостоятельно набирать людей на множество непрофильных функций, они отдают их на аутсорсинг сторонним поставщикам. Именно так поступила международная вещательная корпорация CNN, открывшая российский офис еще в 80-х годах прошлого века.

«С нашим провайдером услуг мы работаем уже более 16 лет на российском рынке, — рассказывает менеджер московского офиса CNN, Елена Березовская. — За это время мы стали не просто партнерами, мы стали добрыми друзьями. Причина выбора аутсорсинговой модели проста – мы фокусируемся только на тех процессах, которые являются для нас профильными, все неключевые функции мы отдаем профессиональным провайдерам».

Одним из таких процессов является расчет заработной платы – в течение всего периода работы российского представительства CNN пользовалась услугами одного аутсорсинга – компании UCMS Group. Продолжительность проекта CNN и UCMS Group уникальна для российского рынка аутсорсинга в компаниях среднего и малого бизнеса.

Таблетка от проблем

Специалисты CNN отмечают, что основное преимущество аутсорсинга связано не только с экономической выгодой, но и с отсутствием проблем по тем процессам, которые были отданы на сторону. По мнению Елены Березовской, беспроблемность бизнеса является главным преимуществом аутсорсинга.

«Когда я рассказываю о нашем опыте аутсорсинга коллегам из других организаций, то часто слышу от них вопрос – какие трудности возникли в ходе сотрудничества с нашим поставщиком?», — говорит Елена Березовская. – «С моей точки зрения, этот вопрос не совсем корректен, поскольку мы используем аутсорсинг именно для того, чтобы не думать о проблемах. Когда мы начинали сотрудничество с UCMS Group, нашим основным требованиями было качество и своевременность расчета, а также перераспределение ресурсов для реализации важнейших задач. Таким образом, аутсорсинг с UCMS Group позволяет не отвлекаться от основного бизнеса ни на минуту рабочего времени».

Конечно, западным компаниям проще использовать аутсорсинг – поскольку обычно они обладают солидными бюджетами на развитие. Отечественным стартапам приходится считать каждую копейку – иногда, только что созданная организация не просто может выделить бюджет на аутсорсинг, хотя обычно требуется всего лишь несколько тысяч рублей в месяц. Однако, выполняя непрофильные процессы своими силами, помните о потерянном времени – как правило, оно будет стоить больше чем услуги аутсорсинга. Причина в том, что компании на эти процессы потребуется больше времени, чем аутсорсеру, поскольку с вероятностью 90% их будет выполнять человек, который специализируется совсем на другом функционале.

Какой аутсорсинг выбрать?

Если же решение об аутсорсинге принято, то возникает другой вопрос – кому доверить свои непрофильные процессы? Принципиальных вариантов всего два – с одной стороны, это достаточно крупные профессиональные организации, с другой – независимые специалисты-фрилансеры. В теории, первый вариант выглядит более затратным, а второй – более рискованным.

«В западных странах существуют сложившиеся институты специалистов в определенных областях – те же бухгалтеры проходят специальную сертификацию, подтверждающую их профессионализм, — отмечает Андрей Шабанов, генеральный директор UCMS Group СНГ. — В России ведение деятельнсоти по предоставлению услуг бухгалтерского учета и расчета зарплаты не лицензируется, поэтому отдавая процессы стороннему фрилансеру компания несет множество рисков. Этот человек может оказаться недостаточно компетентен и об этом заказчик узнает только когда проведет аудит. Наконец, он может банально заболеть, пропасть или отказаться от выполнения взятых на себя обязательств».

С профессиональными поставщиками аутсорсинговых услуг для малого бизнеса долгое время существовала другая проблема – связанная с недостаточным предложением, и как следствие, – высокой ценой. Однако с развитием российского рынка аутсорсинговых услуг ситуация меняется к лучшему. «Если раньше поставщики ориентировались в основном на компании в сегменте среднего бизнеса (от 200 до 1000 человек), то теперь мы наблюдаем рост предложений и для малых компаний, – считает Андрей Шабанов. – С нашей точки зрения – это как раз тот сегмент, который нуждается в нашей поддержке».

Какой вид аутсорсинга будет дороже на практике? Единственно верного ответа на этот вопрос не существует. Ставки профессиональных компаний вполне прогнозируемы и фиксированы – так, в случае расчета зарплаты они составляют примерно в 250-300 рублей на одного сотрудника в месяц. Фрилансеры и независимые специалисты, напротив, могут запрашивать практически любые суммы, которые далеко не всегда гарантируют хорошее качество оказываемых услуг.

Дальнейшее развитие бизнеса

По мере развития компании меняется и специфика задач, которые возникают перед руководством. Когда в компании работают несколько десятков человек, аутсорсинг непрофильных процессов по-прежнему является необходимостью – но если численность персонала увеличивается до нескольких сотен ситуация меняется. Компании среднего бизнеса уже готовы нанимать непрофильных специалистов, однако и аутсорсинг может быть для них выгоден.

Обычно, на данном этапе развития уже не рассматриваются фрилансеры – солидная компания не может позволить себе настолько рискованную реализацию процессов. Такая компания либо обращается к профессиональному поставщику услуг, либо реализует бизнес-процесс собственными силами.

В чем преимущества аутсорсинга? Маркетинговые лозунги поставщиков утверждают, что эта модель выгоднее, поскольку профессиональный подрядчик выполняет бизнес-процесс для множества заказчиков, снижая, тем самым, его удельную стоимость и может предложить хорошую цену. Отчасти это утверждение справедливо, однако на практике ситуация может быть принципиально иной. Так, если компания уже построила эффективный бизнес-процесс с достаточно низкой стоимостью, то переход на аутсорсинг может оказаться излишней роскошью, которая окупится в лучшем случае через 10 лет.

Переход на аутсорсинг выгоден компаниям, которые испытывают трудности с типовыми непрофильными процессами или тратят на них чрезмерно много денег. Другой распространенный сценарий перехода – необходимость модификации текущих процессов, которая требует от компании дополнительных инвестиций. Именно этот сценарий был реализован в российском представительстве компании L`Oreal.

Инструмент модернизации

Российское представительство компании L`Oreal можно считать компанией среднего бизнеса. Аутсорсинг бизнес-процессов L`Oreal применял всегда – однако до 2009 года на сторону отдавался лишь расчет зарплаты. Все остальные задачи по управлению персоналом и кадровому делопроизводству компания решала собственными силами.

«В начале 2009 года наш поставщик услуг по расчету зарплаты предложил нам интересную услугу – аренду доступа к специализированной HR-системе по модели SaaS, — рассказывает менеджер по компенсациям и льготам L`Oreal Ирина Ященко. — Для нас это было крайне интересно, поскольку раньше все эти функции выполнялись в неспециализированных приложениях, которые далеко не всегда обладали нужной функциональностью. Перейдя на аутсорсинг, мы не только отдали непрофильные процессы подрядчику, но и кардинально повысили их качество».

Могли ли специалисты L`Oreal самостоятельно реализовать аналогичные функции? Конечно, такая возможность существует. Однако для этого компании потребовалось бы инвестировать в ИТ-инфраструктуру, закупать и устанавливать профессиональную систему – и все это с неочевидным результатом. Выбрав программное обеспечение по SaaS модели (Software as a Service, «программное обеспечение в аренду») , компания получила возможность практически бесплатно протестировать продукт в условиях промышленной эксплуатации и постепенно «оттачивать» его функционал в соответствии с собственными бизнес-требованиями.

На практике можно найти множество аналогичных примеров. Используя аутсорсинг, абстрактная компания может почти мгновенно модернизировать свой колл-центр, или получить в свое распоряжение суперсовременную ИТ-инфраструктуру. При этом, поскольку аутсорсинг обычно оплачивается по факту оказания услуг, компании не требуется проводить капитальных инвестиций.


В завершение разговора об аутсорсинге в небольших компаниях хочется еще раз подчеркнуть, что эта модель используется в огромном количестве организаций по всему миру. В силу причин психологического характера российским компаниям трудно отдавать свои процессы на аутсорсинг, однако практика показывает, что это действительно выгодно. Качественный аутсорсинг помогает клиентам не только сокращать издержки на непрофильные процессы, но и бесплатно использовать в бизнесе новейшие управленческие технологии.

Outsourcing for startups or how young companies can take advantage from Payroll and HR BPO

	 Outsourcing for start-upsOutsourcing of payroll and HR recordkeeping is one of the easiest ways to increase the efficiency of small and mid-sized businesses. By offloading non-core business activities, companies can specialize and focus on the processes that they do best – their core business.

Creating a new company

Many budding entrepreneurs underestimate the time needed for organizational problems at their business as well as the seriousness of what can go wrong in this regard. Even a company of five employees has to perform functions that, at large companies, are the responsibility of entire teams. Every company, no matter its size, has to do accounting, monitor security, engage in legal dealings, and manage staff. Companies regulary cannot afford to hire separate employees for each type of work, unless they have 300% profit margins!

Most Western companies are in a similar situation when opening local offices on the Russian market: their managers start business in Moscow with little knowledge of how business processes are done in Russia. Their response is simple: instead of recruiting people for a plethora of non-core functions, they outsource these tasks to outside providers. This was the choice made by CNN when opening its Russian office in the 1980s.

“We have been working with our service provider for more than 16 years now,” says Elena Berezovskaya, manager for the international broadcaster’s Moscow office. “Over the years we have become not just partners but good friends too. The reason for outsourcing was simple: we are focusing only on what our company does best and leaving the rest to professionals.”

Payroll was one of these processes – for this whole time, the CNN office has turned to one outsourcer for its payroll needs: the UCMS Group. The longevity of collaboration between CNN and the UCMS Group is unique for the Russian outsourcing market for small and mid-sized companies (while CNN itself is a large company, its Russian office is not).

Make headaches go away

At CNN, employees think that the main advantage of outsourcing is not just the economic benefits, but the smoothness of the processes that have been outsourced. For Berezovskaya, a problem-free business is the biggest plus of outsourcing.

“When I tell our colleagues at other companies about how outsourcing has gone for us, they are often asking me about the difficulties I have had working with the provider,” Berezovskaya says. “But the question isn’t quite right, since the whole reason for outsourcing is to not think about problems! When we started working with the UCMS Group, our main requirements were the quality and timeliness of work, as well as the ability to reallocate our resources for important tasks. So outsourcing with the UCMS Group spares us from having to spend even a minute away from our real business.”

Of course, for Western companies it’s often easier to use outsourcing since they usually have respectably sized budgets for growth. Russian startups have to watch every last ruble: sometimes a new company simply cannot allocate any budget for outsourcing although usually only a few thousand rubles per month are required. But by performing non-core processes in-house, time is spent inefficiently, which generally costs more than outsourcing does. Companies generally need more time for this than a professional outsourcer, since in 90% of cases the company person is specialized in a completely different area.

Which kind of outsourcing?

Once the decision to outsource has been made, another question arises: who can be trusted to do the work? There are two main options: large professional outsourcing companies and independent freelancers. In theory, the first option is more expensive and the second option more risky.

“In the West, specialists are accredited by special institutes in their fields: accountants receive special certification that confirms their qualifications, for example,” says Andrei Shabanov, CEO of UCMS Group CIS. “In Russia, accounting and payroll services are not subject to licensing, meaning that outsourcing processes to an outside freelancer carries a lot of risks. The person hired may be in over their head and the client will find out only when an audit is underway. And a freelancer can simply get sick, disappear, or refuse to make good on their commitments.”

There has long been another problem with professional outsourcing providers for small business: supply has been insufficient, causing high prices. But with the growing Russian market for outsourcing services, the situation is improving. “Previously, providers were aiming mainly at mid-sized businesses of 200 to 1,000 people. But now we are seeing more options available for small companies,” Shabanov states. “As we see it, this is the segment that requires our support the most.”

Which type of outsourcing is more expensive, when all is said and done? There is no one answer to this. Rates from professional companies are predictable and set: for payroll, prices range from approximately 250 to 300 rubles per employee per month. Freelancers and independent specialists can ask for practically any amount, without this guaranteeing good quality of services.

Space to grow

As companies grow, their challenges change. When a company has only a few dozen employees, outsourcing of non-core processes is unavoidable. But when there are hundreds of employees? The situation is different, and businesses are prepared to hire their own specialists in non-core areas even though outsourcing may still be better for them.

Usually at this stage freelancers are no longer considered, since a sufficiently sized company cannot take such great risks. These companies either contract with professional service providers or perform business processes themselves.

How is outsourcing beneficial? Providers’ marketing slogans say that outsourcing is better since, as a professional provider, they can perform the same process for many clients, reducing the price through economy of scale. There is some truth to this, but the situation may be rather different in practice. If a company has already built out an effective business process at low cost, outsourcing may be an expensive luxury that will pay for itself in ten years, at best.

Moving to outsourcing makes the most sense for companies that are having difficulties with routine non-core processes or spending too much money on them. Another common occurrence is that current processes are modified, requiring additional investment from the company. This is exactly what happened at the Russian office of L’Oréal.

Free access to state-of-the-art technologies

The Russian office of L’Oréal can be considered a mid-sized business. L’Oréal has always outsourced business processes, but until 2009 only payroll was handled by a contractor. Other HR recordkeeping and management tasks were performed in-house.

“In the beginning of 2009, our payroll provider offered us an interesting service: pay-as-you-go use of a specialized HR system on a SaaS basis,” says Irina Yashchenko, Compensation and Benefits Manager at L’Oréal. “This was extremely interesting for us, since previously these functions were scattered in non-specialized applications that often lacked the features we needed. By outsourcing this, we handed off non-core processes to our provider and also get dramatically improved quality.”

Could the specialists at L’Oréal have been able to implement this themselves? It would have been possible, of course. But the company would have needed to invest in IT infrastructure and purchase and install a professional system, without any guarantee of results. By selecting the SaaS (Software as a Service) model, the company could perform real-world testing of the product for practically free, constantly tweaking it to meet the company’s business requirements.

Many similar examples can be found in practice. Any company can use outsourcing to instantly modernize its call center or get access to state-of-the-art IT infrastructure. And since outsourcing is paid on a per-service basis, companies do not need to make capital investments.


Finally, an increasing number of companies worldwide use this model of outsourcing for small business. Due to psychological reasons, Russian companies are reluctant to outsource their business processes even though practice shows the benefits of this practice. High-quality outsourcing saves customers from expenses on non-core processes – and even allows them to gain access to the latest management technologies for free.