Почему SSC становится драйвером аутсорсинга

Категория : Исследования

Shared Service Center, SSC - Общие центры обслуживания

Shared Service Center, SSC — Общие центры обслуживания, начали появляться в крупных компаниях в Европе и США двадцать лет назад для выполнения функций бухгалтерского учета и расчета зарплаты, IT-обеспечения, кадрового делопроизводства, работы с поставщиками, call-центра. Смысл создания SSC в том, чтобы сосредоточить реализацию функции в рамках всей корпорации «в одних руках», обеспечив единство методик и подходов, уменьшение фискальных и прочих рисков и снижение издержек. Не менее важные эффекты SSC – более легкое создание баз знаний, экспертизы в рамках функций, облегчение решения задач технического обеспечения процессов, централизованного управления развитием и преемственностью персонала, адаптации и обучения работников. Более того, SSC являются значимым слагаемым успеха при экспансии на новые национальные рынки. Сегодня SSC широко используют такие корпорации, как Shell, Hewlett-Packard, Coca-Cola, McDonald’s, Citigroup и другие.

Что касается снижения издержек путем создания SSC, то оно не эфемерно, а вполне реально и доказано. Вынесение в SSC функции снабжения и закупок позволяет экономить на объемах. Известен пример колоссальной экономии авиаперевозчика Boeing, выделившего в SSC службу поддержки. Банк Standard Chartered сэкономил 8 млн долларов за счет вывода в Единый центр HR-функции. Сводная статистика показывает, что за три-пять лет использования SSC затраты на ведение финансового учета снижаются на 20-40%. После того, как NASA вынесла в SSC управление персоналом и финансами, работу с поставщиками и IT-сервисы, его расходы сократились на 5-10%, то есть на 15-20 млн. долларов в год.

Однако экономия – не все, что дает SSC бизнесу. Многие компании признают, что SSC позволяют тщательнее контролировать реализацию функций, быстрее создавать и внедрять новые бизнес-процессы, быть гибче. В корпорации SONY выбор в пользу SSC объясняют потребностью в сохранении знаний и ноу-хау внутри компании.

Сейчас рынок SSC растет в мире хорошими темпами. По данным исследования HR Service Delivery and Technology Survey Executive Summary Report, проведенного агентством Towers Watson среди 630 организаций из Северной Америки, Европы, Ближнего Востока и Азии, 44% компаний собираются менять HR-структуру в течение ближайших двух лет. Потребности в переменах вызваны грядущей реструктуризацией бизнеса, желанием повысить эффективность расходов, достичь эффекта синергии, улучшить качество выполнения HR-функции, сократить издержки, поддержать выход на глобальный рынок. Почти 40% компаний видят SSC инструментом достижения своих целей. Около трети респондентов выведут в уже имеющиеся SSC больше HR-функций, 26% опрошенных передадут часть кадровых функций на аутсорсинг. Показательно, что ни одна компания, пользующаяся SSC, не планирует от него отказываться.

Использование SSC закономерно сопровождает аутсорсинг бизнес-процессов. Среди «акул бизнеса» распространена так называемая «гибридная» модель, когда корпорация имеет свой Общий центр обслуживания и при необходимости пользуется услугами внешних провайдеров BPO-аутсорсинга по всему миру.  Так, например, автоконцерн Damlier передал финансовую функцию в собственный SSC в Берлине, а обработка транзакций ведется внешним провайдером на Филиппинах.

Как правило, провайдерам аутсорсинга передаются узкоспециализированные функции, для выполнения которых требуется особенная экспертиза и квалифицированный персонал. Поэтому в числе наиболее часто передаваемых на аутсорсинг задач – корпоративное пенсионное обеспечение, расчет заработных плат, медицинское страхование, релокация специалистов.

Корпорации и компании поменьше также используют Общие центры обслуживания под управлением сторонних провайдеров. Например, при выходе на индийский рынок PepsiCo начала активно использовать там именно аутсорсинговую SSC-модель. Финансовый директор PepsiCo Ким Наришман оценивает этот шаг как верное решение с точки зрения баланса трудозатрат и продуктивности.

В России тоже есть Общие центры обслуживания, оказывающие услуги аутсорсинга. Пока такие SSC в основном ориентируются на материнские компании и дополнительно «подрабатывают» на внешнем рынке. Среди них — Информационно-технологическая сервисная компания (ИТСК), образованная пять лет назад СИБУРом и «Газпром-нефтью», и «Ре­­гиональный технический центр» ТНК-BP, оказывающий услуги телефонии, доступа в интернет и сотовой связи. Потенциальный аутсорсер — «Сбербанк-Технологии», созданный пару лет назад для разработки IT-систем ведущего банка страны.

Редкий инсорсинговый проект, полностью отделившихся от материнской компании, — системный интегратор, поставщик услуг связи и телекоммуникационного оборудования «Сибинтек». Он появился в 1999 году как сервис-центр ЮКОСа, и в 2008 году вышел на внешний рынок.

Успешных примеров создания полноценных SSC, обеспечивающих реализацию HR-функции, на российском рынке пока нет. Есть, правда, корпоративные университеты, давно живущие своей жизнью и оказывающие услуги рынку. Например, Высшая школа управления и инноваций (ВШУИ), созданная АФК «Система» и МГУ им. Ломоносова, обучает не только работников МТС, но и является «кузницей кадров» для многих других high-tech компаний.

Впрочем, и в России интерес к аутсорсингу HR-функций вполне может стимулировать появление полноценных SSC под управлением провайдеров с соответствующей специализацией. Мы в UCMS Group также видим рост спроса на аутсорсинг учетных функций, юридических и аудиторских услуг. Это позволяет предположить, что у российских компаний вскоре появятся такие же возможности повышения эффективности расходования средств и управляемости бизнеса, как и у зарубежных. Разумеется, мы будем поддерживать и вносить свой вклад в развитие практики использования SSC и BPO-аутсорсинга, как и любой другой практики, помогающей нашим компаниям конкурировать и развиваться.

Why SSC Is Turning Into the Outsourcing Driver

Category: Surveys

Shared Service Centers (SSC)

Shared Service Centers (SSC) began to appear in large corporations of Europe and the US twenty years ago to perform the functions of accounting and payroll, IT support, HR, vendor relations, and call center. The idea behind a SSC is to make the function implementation “one-stop” for the entire corporation, thus ensuring the unification of methods and approach, decrease in fiscal and other risks, and reduction in spending. The other SSC effects, such as an easier creation of knowledge bases, expert knowledge of the function, facilitation of the technical support processes, centralized control over staff growth and continuity, and employee adaptation and training, are no less important. Furthermore, SSC is a significant success component in expansion to new national markets. SSC are widely used today by such corporations as Shell, Hewlett-Packard, Coca-Cola, McDonald’s, Citigroup, and others.

As far as reducing spending by creating a SSC is concerned, this is not a sand-castle, but quite a real and proven thing. Migrating the purchasing and supply function to a SSC allows for volume savings. A well-known example of the Boeing air carrier, who transferred its help desk to SSC, shows colossal savings. The Standard Chartered Bank saved 8 million dollars by transferring the HR function to a Shared Center. Summary statistics show that the use of SSC in the course of three-five years lowers the cost of financial accounting by 20-40%. After NASA migrated HR and financial management, as well as vendor relations and IT services to SSC, its expenses went down by 5-10%; that is 15-20 million dollars a year.

Savings, however, is not the only thing that businesses gain by using SSC. Many companies acknowledge that SSC enables them to exercise more control over function implementation, as well as to create and implement new business processes faster; it enables them to be more flexible. The SONY Corporation explains its choice in favor of SSC by the need to preserve knowledge and know-how within the company.

Right now the global SSC market is growing at a good rate. According to the HR Service Delivery and Technology Survey Executive Summary Report, conducted by the Towers Watson among 630 companies of North America, Europe, Near East, and Asia, 44% of companies are planning to change their HR structure within the next two years. The need for change is due to future business restructuring, the need for spending efficiency, for achieving synergy, for improving the quality of the HR function, reducing expenses, and supporting entry into the global market. Almost 40% of companies see SSC as the tool for reaching their goals. Around one third of the respondents will migrate more of their HR functions to the existing SSC, while 26% will outsource a part of their HR. It is significant that none of the companies that use SSC plan to give it up.

The use of SSC is logically accompanied by business processes outsourcing. Among “business whales” a so-called “hybrid” model is common, when a corporation has its own Shared Service Center and uses the services of external providers of BPO outsourcing worldwide. For example, the Daimler Auto Group transferred the finance function to its own SSC in Berlin, while transaction processing is done by an external provider in the Philippines.

As a rule, highly specialized functions that require special expertise and qualified staff are outsourced to external providers. That is why some of the most outsourced tasks include corporate pension plans, payroll, medical insurance, and relocation.

Smaller corporations and companies also use Shared Centers managed by external providers. When PepsiCo came out on the Indian market, for example, it began to actively use the outsourcing SSC model. The PepsiCo Financial Director Kim Narishman views this step as the right decision from the point of view of balancing labor costs and efficiency.

Russia also has Shared Service Centers that provide outsourcing services. For now, these SSC mainly focus on parent companies and in addition “do odd jobs” on the external market. Among them is the Information Technology Service Company (ITSC) established five years ago by SIBUR and Gazprom Oil, and the Regional Technical Center of TNK-BP, providing VoIP, Internet access and mobile communications services. A potential outsources is Sberbank-Technology, established a couple of years ago for IT systems development of the leading bank in the country.

A rare insourcing project that has completely broken away from its parent company is a system integrator and communications services and telecommunication equipment provider Sibintek. It was established in 1999 as a YUKOS Service Center and came out on the external market in 2008.

There are no examples of successful SSC that provide implementation of the HR function on the Russian market yet. There are, however, corporate universities that have been leading their own lives for a long time and that provide services on the market. For example, the Higher School of Management and Innovation (HSMI), created by Sistema JSFC and the Lomonosov Moscow State University, not only trains MTS employees but is also a source of manpower for many other high-tech companies.

Even in Russia, however, an interest in outsourcing HR functions may stimulate the growth of full-fledged SSC managed by providers with appropriate expertise. We, at the UCMS Group, also see the growing demand for outsourcing of accounting functions, and legal and auditing services. This leads us to believe that Russian companies will soon have the same opportunities for improving expenditure efficiency and business management as the ones abroad. It goes without saying that we will support and contribute to the growing use of SSC and BPO outsourcing, as well as to any other practice that helps our companies grow and be competitive.