Аутсорсинг учетных функций в 2014 году: обзор исследования РА «Эксперт»

Категория : Исследования

Пришедший в Россию с Запада аутсорсинг учетных функций неплохо прижился на российской почве, если судить по росту данного рынка в среднем на 20% в год в 2008-2013 гг. Однако в 2014-м году, согласно ежегодному исследованию аутсорсинга учетных функций РА «Эксперт», рост выручки замедлился вполовину и составил всего 10%.

Что происходит на рынке?

Сегодня рынок делят порядка 80 отечественных и зарубежных компаний. Их совокупная выручка в 2014 году составила порядка 8,8 млрд. рублей, что вдвое больше показателя пятилетней давности. Все это время рынок рос в среднем на 20% в год, а в 2014-м — вдвое медленнее (даже меньше, чем в посткризисном 2010-м, когда рост составил 13%).

Причины падения выручки в 2014 и в 2010 годах отличаются кардинально. Если пять лет назад российские компании только «раскачивались» и присматривались к аутсорсингу, предпочитая обращаться к провайдерам с разовыми проектами по постановке или восстановлению учета или проведению аудита, то к 2014 году провайдеры уже стабильно отмечали приток клиентов российского происхождения с потребностями в снижении издержек, подготовке к привлечению инвестиций и кредитованию. Свою роль сыграли развитие связей с зарубежными партнерами, рост финансовой прозрачности бизнеса и числа топ-менеджеров с западным образованием.

Рынок беспрепятственно рос несколько последних лет на фоне плавного стекания экономики в рецессию, замедления роста ВВП и ужесточения налогового контроля. Власти посылали бизнесу отчетливый сигнал: останутся лишь те, кто сумеет продемонстрировать максимум экономической эффективности при полной законопослушности. И компании все охотнее обращались к аутсорсерам за оптимизацией, стандартизацией и грамотным ведением функций с высокой вероятностью фискальных рисков. Последнее часто не могут обеспечить даже общие центры обслуживания (ОЦО), которые крупные организации создавали в последние годы в больших количествах. Ведь квалификация штатных специалистов бухгалтерской и кадровой служб от объединения их в ОЦО не повышается автоматически, и экспертиза не формируется за один день. Аутсорсинг же закрывает все эти потребности, и его может позволить себе практически любая организация.

Рост продолжался до тех пор, пока не случилось шока от единовременного введения санкций, ухудшения доступа к иностранным инвестициям и кредитам внутри страны, скачка валютного курса, разрывов связей с поставщиками и клиентами. Резкое сжатие экономики заставило бизнес взять курс на экстренную оптимизацию на всех фронтах.

В итоге в 2014 году ситуация на рынке аутсорсинга существенно изменилась, клиенты и провайдеры столкнулись с рядом новых для себя факторов:

Снижение количества обращений со стороны крупного бизнеса, что может быть следствием создания большого числа ОЦО за последние годы.

Стремление клиентов экономить привело к падению прибыли провайдеров. По данным РА «Эксперт» выручка упала у 18 компаний из 80 опрошенных, и не превысила 5% — у 19-ти. Впрочем, UCMS Group в этой ситуации удалось сохранить стабильность и рост на уровне 11,6%. Мы также видим, что часть компаний под флагом снижения затрат начала отказываться от аутсорсинга в пользу ин-хаус. Экономия от этого маневра обычно не превышает 5-10%, а такое «переформатирование» процессов редко идет им на пользу.

Курс на демпинг, взятый некоторыми игроками, в конечном итоге приведет к увеличению количества разорванных контрактов из-за некомпетентности подрядчика и ухудшению репутации услуги на рынке. Это вызывает опасения у добропорядочных аутсорсеров, долгие годы создающих и поддерживающих свою репутацию. Для компаний, решивших передать процессы вовне и ориентирующихся в первую очередь на стоимость услуги, это существенно повышает риск выбрать неквалифицированного провайдера. Недаром исследование «Аутсорсинг неключевых бизнес процессов (BPO): сравнение мирового и российского опыта» компании Solid’s (2013 г.) назвало главными «стоп-кранами» развития аутсорсинга неключевых функций фискальную политику, инертность мышления собственников и недобросовестных поставщиков.

Структура спроса изменилась. Существенно упала востребованность бухгалтерского и налогового учета (рост на 2% против 27% в 2013 году) из-за общего снижения бизнес-активности. Самое популярное ранее направление — подготовка бухгалтерской отчетности по РСБУ, вовсе «просело» на 3,6%. Эксперты объясняют это тенденцией к возврату бухучета в компанию (не исключено, что бизнес начал более активно применять «серые» схемы налогообложения) и переключением внимания небольших организаций на веб-сервисы для самостоятельного ведения бухгалтерии. Все меньше компаний готовят отчетность по МСФО, поскольку средний бизнес не видит перспектив привлечения иностранных инвестиций. При этом стоит отметить, что доходы провайдеров от услуги подготовки отчетности по МСФО, по данным РА «Эксперт», оказались вдвое больше, чем от подготовки отчетности по РСБУ.
chart
В 2014 году наиболее востребованными услугами оказались расчет зарплаты и кадровое делопроизводство — здесь рост выручки составил 6% против 32,6% годом ранее. Это понятная рутинная операция, и экономическая целесообразность ее передачи на аутсорсинг изучена, доказана и понятна российскому бизнесу. Распространение «облачных сервисов», SaaS-модели делают использование услуги еще проще, эффективнее и прозрачнее. Расчет зарплаты остается наиболее востребованной услугой и у наших клиентов, составляя более 60% нашей выручки. А общее падение прибыли провайдеров в этом сегменте во многом объясняется сокращением численности сотрудников и числа операций у клиентов.
chart2

Профиль клиентов

Пожалуй, единственное, что не претерпело кардинальных изменений — это «портрет» клиента. Основными потребителями аутсорсинга учетных функций в нашей стране из года в год остаются компании из сфер торговли, нефтяной и нефтегазовой промышленности, электроэнергетики, строительства, машиностроения, химической промышленности и финансового сектора. То есть организации с традиционно большим объемом рутинных, стандартизированных операций.

Всех сегодняшних клиентов аутсорсинг-провайдеров можно разделить на несколько групп. Первая и пока что самая многочисленная — это представительства иностранных компаний, имеющих стандарт использования аутсорсинга неключевых функций для ускорения выхода на новые рынки.

Вторая группа — быстрорастущие компании, осознавшие, что кадровая служба и бухгалтерия не успевают расти вместе с бизнесом. Этим клиентам также бывает нужно быстро и легко «тиражировать» стандарты учета в открывающихся филиалах.

Третья группа — малый бизнес, выбравший аутсорсинг «на вырост», в качестве альтернативы приходящим бухгалтеру и кадровику.

И последняя, четвертая категория клиентов, — крупные компании, которые при реструктуризации и оптимизации деятельности предпочли аутсорcинг корпоративному расчетному центру. Их можно понять, ведь на открытие ОЦО требуется 12-18 месяцев, его стоимость составляет 1-3 млн долларов США, а срок окупаемости может достигать пяти и более лет. К примеру, по расчетам «СТС Медиа», корпоративный ОЦО для оказания услуг бухгалтерского и налогового учета, начавший работу в начале 2012 года, выйдет на окупаемость только в 2016-м.
chart3
Интересно, что по данным опроса «Рынок аутсорсинга учетных функций», который  Headhunter провел в 2013 году среди 400 российских и иностранных компаний, снижение стоимости процессов — далеко не самое главное преимущество аутсорсинга учетных функций. Более важным бизнес на тот момент считал снижение зависимости от «незаменимых» сотрудников и уменьшение нагрузки на финансовую и кадровую службы. Сегодня независимость от человеческого фактора несколько потеряла актуальность, поскольку на рынке избыток квалифицированных специалистов, которых легко найти и нанять. На первый план снова вышел вопрос снижения издержек и окупаемости проектов по оптимизации.

Недавно мы специально провели исследование, сравнив стоимость использования аутсорсинга (TCO) с реализацией тех же процессов внутри компании. Оказалось, что для подавляющего большинства организаций, имеющих не более 2 тыс. сотрудников, аутсорсинг окупается уже через год после внедрения. При этом, чем меньше организация, тем больше экономия.

По нашим оценкам, показатель возврата инвестиций (ROI) для небольших компаний, у которых менее 100 сотрудников в штате, составляет 50-60% уже в первый год использования аутсорсинга. По мере увеличения размера бизнеса ROI падает и остается в плюсе примерно до 2-3 тыс. сотрудников. Более крупные организации также могут использовать аутсорсинг, однако срок его окупаемости возрастает до нескольких лет. Для компаний с численностью персонала более 15 тыс. работников аутсорсинг, как правило, уже не является способом прямого снижения издержек, а остается только источником «лучших практик» оптимизации той или иной функции или оргструктуры.

Хотелось бы также отметить, что основной на сегодня мотив использования аутсорсинга, — «это дешевле штатной службы», не слишком продуктивен ни для заказчика, который рискует получить некачественный сервис, ни для провайдера, которому нужно прилагать больше усилий для привлечения и удержания клиентов.

Прогнозы развития ситуации

Сегодня мы видим ряд тенденций, которые, по нашим прогнозам, будут актуальны в короткосрочной и среднесрочной перспективе:

  • Приход клиентов из других отраслей, в том числе из области IT и телекома. Опрошенные РА «Эксперт» провайдеры не исключают возможности появления заказчиков и из сферы госуправления, где недавно начали обращать внимание на оптимизацию процессов и планомерно сокращают численность штатных служб.
  • Российские компании становятся основным драйвером роста рынка. Это наиболее вероятно при условии уменьшения объемов «серых» схем работы. Сегодня регуляторы активно ведут работу в этом направлении, ужесточая требования к отчетности и прорабатывая механизмы вывода организаций из «тени».
  • Дальнейшее развитие и распространение IT-решений в ответ на рост спроса на более высокотехнологичные услуги и более прозрачные способы их оказания. На этом фоне произойдет повышение уровня рентабельности аутсорсингового бизнеса и доступности услуг для компаний.
  • Рост спроса на консалтинг со стороны аутсорсинг-провайдера в области анализа и оптимизации процессов, решения вопросов интеграции существующего в компании разрозненного ПО, юридических вопросов, проведения аудита и прочих.
  • Ориентация крупного бизнеса на комплексные решения (услуга + инфраструктура, на которой она оказывается). Например, UCMS Group готовит авансовые отчеты, предоставляя онлайн-систему утверждения и возмещения, оказывает услугу аутсорсинга бухгалтерии вместе с документооборотом и проч.
  • Тенденция к стандартизации аутсорсинговых услуг, предложение «коробочных решений» для малого бизнеса. Клиенты начнут ужесточать требования к качеству.
  • Усиление конкуренции за счет выхода на рынок новых аудиторско-консалтинговых групп, юридических компаний, поставщиков ПО, IT-аутсорсеров, появления большого числа корпоративных ОЦО в регионах, которые могут начать оказывать услуги вовне, а также новых иностранных аутсорсинг-провайдеров. Приход новых игроков произойдет при условии роста экономики и интереса западного бизнеса к работе в России. Кстати, среди ТОП-15 аутсорсеров учетных функций с самой высокой выручкой всего пять компаний, в том числе и UCMS Group, специализируются на аутсорсинге учетных функций, имеют длительную историю работы в отрасли и, соответственно, максимум экспертизы. Для остальных же игроков — это лишь одно из направлений бизнеса, доля которого в общей выручке составляет в среднем 30%.

Несмотря на замедление роста рынка аутсорсинга учетных функций в 2014 году и нынешнюю экономическую турбулентность, поводы для оптимизма все же есть. Опрошенные РА «Эксперт» провайдеры отметили рост спроса на аутсорсинг в среднем на 20% в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Бизнес, оправившись от прошлогоднего шока, приходит к выводу, что использование аутсорсинга приносит больше выгод, чем затруднений. При условии выбора грамотного провайдера он обеспечивает как прямую экономию благодаря сокращению штатных единиц, отсутствию необходимости приобретать ПО и арендовать офисные площади, так и косвенную — за счет снижения рисков наложения штрафов проверяющими органами и появления более стройного, эффективного процесса ведения учетных функций.