Что делать если в штате нет бухгалтера или он уволился?

Проблемы с бухгалтерией, хорошо знакомые малому и среднему бизнесу, заметно обострились на фоне карантинных мер, когда многие коллективы работают «на удаленке». Что делать руководителю, если бухгалтер уволился, не подготовив отчетность? Кто наведет порядок в документации? Кто примет на себя ответственность?

Ответ на эти вопросы есть, и он актуален как в случае, когда в штате нет бухгалтера вовсе, так и если специалист ушел (наведя полный порядок в документах или бросив все, как есть на момент увольнения). Это, конечно же, переход на аутсорсинг.

Под услугой аутсорсинга понимают передачу на договорной основе части функций компании специализирующемуся в данной области лицу или организации. Тенденция к переходу на такой формат ведения бухучета отчетливо наметилась именно в период карантина.

Бухгалтерский аутсорсинг: преимущества

В маленьких компаниях повышением квалификации штатных бухгалтеров занимаются крайне редко, так как это требует времени и денег. Сами же специалисты не стремятся налаживать системную организацию учета, ограничиваясь прямыми рабочими обязанностями — проведением банковских платежей и подготовкой плановой отчетности.

Передача бухгалтерского учета на аутсорсинг приносит целый ряд преимуществ, а именно:

  • гарантирует правильность и качество подготовки бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности;
  • обеспечивает непрерывность обслуживания интересов компании, без перерыва в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.п.;
  • освобождает от утомительных кадровых поисков (как известно, найти и заинтересовать грамотного специалиста с опытом весьма непросто);
  • позволяет экономить денежные ресурсы за счет оплаты только реально выполненного объема работы.

На этом фоне происходит рациональное распределение трудовых и временных ресурсов, создаются условия, позволяющие сосредоточиться на основных бизнес-задачах и направить все усилия на развитие и расширение компании.

Когда работа бухгалтера не удовлетворяет руководителя

В маленьких фирмах обычно работает бухгалтер «в одном лице» — он же главный, он же и исполнитель. Мы собрали основные претензии к бухгалтерии, возникающие у директоров субъектов МСП:

  • нет точной информации по количеству и ассортименту материалов на складе;
  • отсутствие практики составления калькуляции себестоимости;
  • не известна сумма дебиторской и кредиторской задолженности, нет полной картины о долгах компании;
  • бухгалтерская отчетность «проваливается» при рассмотрении заявок компании на банковские кредиты и лизинговые услуги.

Как перейти на аутсорсинг при наличии штатного бухгалтера

Сделать работу компании продуктивнее, снять с повестки дня рутинные задачи, обеспечить уверенность в своевременности и правильности сдаваемой отчетности, навсегда забыть о необходимости оплачивать курсы повышения квалификации для бухгалтера — какой руководитель не мечтает об этом?

Если бухгалтер уволился, передача его полномочий сторонним специалистам становится очевидной. Но если работа кое-как ведется и увольняться ваш главбух не собирается, а желание усовершенствовать бухгалтерию есть, можно воспользоваться проверенными рекомендациями по оптимизации штата компании.

Сокращение штата работников организации осуществляется в соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ст. 81, ч.1). Определение численности работников — прерогатива руководителя, который в своих решениях руководствуется спецификой бизнеса и реальным объемом работ и может инициировать сокращение той или иной штатной единицы.

Процесс увольнения, тем не менее, должен строго соответствовать закону, а именно:

  • о планируемом сокращении работника необходимо предупредить за 60 дней;
  • сокращение допускается, только если нет возможности перевести работника на другую должность;
  • при отказе от перевода трудовые отношения могут быть расторгнуты только через два месяца.

Запуская процесс сокращения штата для подготовки перехода на бухгалтерский аутсорсинг, руководителю необходимо учитывать, что данная процедура не может быть применена в отношении ряда категорий работников — таких как:

  • матери-одиночки;
  • беременные женщины;
  • работники, воспитывающие ребенка до 3-х лет.

Также не может попасть под сокращение сотрудник, находящийся в отпуске, включая учебный или дополнительный.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы