Порядок специальной оценки условий труда

Со вступлением в силу закона №451-ФЗ от 27 декабря 2019 г., специальная оценка условий труда в РФ изменилась: хотя собственно порядок проведения СОУТ остается прежним, с 1 января текущего 2020 года введены важные изменения, которые профильным специалистам необходимо учесть в работе.

Напомним, кто должен проводить СОУТ в 2020 году: так как результаты оценки действительны в течение пяти лет, в этом году процедура является обязательной для всех организаций, оформивших спецпроверку до 2015 года.

Назначение СОУТ в организации

Решая задачу обеспечения права граждан трудиться в нормальных условиях и гарантированно получать компенсацию за наносимый при выполнении рабочих обязанностей вред здоровью, государство использует комплекс процедур, известных ныне как спецоценка условий труда (прежнее название — аттестация рабочих мест).

Данная процедура регламентируется законом №426-ФЗ, ее цель состоит в выявлении вредных и опасных факторов на рабочих местах, а по ее результатам осуществляется классификация рабочих мест (классы (подклассы) условий труда согласно ст. 3, п. 2).

Процедура для всех работодателей является обязательной к проведению. Проводится в четыре этапа, последовательность которых не может быть изменена (каждый этап стартует только после окончания предыдущего).

За непроведение СОУТ или нарушение предписанной процедуры установлена административная ответственность — штраф в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.27.1, ч. 2) в размере:

  • для организаций — 6080 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — 5-10 тыс. руб.

Этапы проведения СОУТ

Процедура предполагает проведение четырех последовательных этапов, длительность которых существенно различается. Коротко о том, что входит в процедуру на каждом этапе:

  • подготовительный — наиболее продолжительный и объемный, в течение которого составляется список всех рабочих мест и сроков осуществления по ним СОУТ, а также подбор экспертной организации-оценщика и обеспечение документального сопровождения;
  • технический — инструктаж по ТБ для экспертов, организация замеров на рабочих местах; именно на этом этапе можно проверить карты и заключения и исправить закравшиеся ошибки и неточности (в подписанном отчете исправления не допускаются);
  • организационный — составление планов по практическому применению результатов проверки с изданием соответствующего приказа;
  • заключительный — подача деклараций в инспекцию труда (до 30-ти раб. дней с даты утверждения отчета) и в Фонд социального страхования.

На заключительном этапе также происходит ознакомление работников с новыми картами СОУТ (письменно).

Выбор экспертной организации-оценщика

Процедура выбора оценщика практически одинакова для коммерческих и бюджетных структур, требования к исполнителю содержатся в законе №426-ФЗ (ст. 19).

Выбор осуществляется так:

  • составление ТЗ (ответственный — специалист по охране труда), запрос коммерческих предложений в экспертных организациях, регистрация полученных ответов;
  • формирование конкурсной комиссии, передача ей поступивших коммерческих предложений, выбор оптимального варианта (в состав комиссии обычно входят специалисты контрактно-договорного отдела или юридического подразделения);

Проверить полномочия претендентов можно на сайте Минтруда РФ по реестру организаций, уполномоченных проводить спецоценку.

Законодательные новшества 2020 года

Внесенные в №426-ФЗ изменения вменили в обязанность компаний-оценщиков передачу сведений о проведенной проверке в ФГИС СОУТ; об отправке информации они обязаны в течение 3-х рабочих дней сообщать заказчику (ст. 18, ч. 3).

Надлежащее исполнение этой обязанности признается исключительно при получении заказчиком уведомления от экспертной компании, которое может быть оформлено как в бумажном виде (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении), так и в электронном, заверенном усиленной квалифицированной ЭП.

Установлены и ранее отсутствовавшие в законодательстве сроки:

  • отчет о проведении проверки должен быть утвержден не позднее 30-ти календарных дней с момента получения отчета от организации-оценщика;
  • отсчет срока действия декларации по спецоценке с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ (ранее — с момента утверждения).

Таким образом, использование результатов оценки становится возможным для организации только после внесения сведений во ФГИС. Новый подход призван исключить риски возможного умышленного сокрытия полученных отчетов, ведущие к снижению достоверности накапливаемых в контролирующем органе данных и к невозможности своевременно выявлять возможные нарушения с помощью имеющихся в распоряжении ФГИС СОУТ автоматических сервисов.

Данное нововведение не касается результатов, которые содержат сведения, составляющие охраняемую законом (в том числе государственную) тайну: согласно изменениям, внесенным в ст. 7 (ч. 2), их можно, как и прежде, применять с даты утверждения отчета.

 

Профессиональная подготовка к процедуре от UCMS Group

Как уже было отмечено, подготовительный этап СОУТ отличается наибольшей трудоемкостью, поэтому к его выполнению целесообразно привлекать профессионалов. Задача особенно сложна и трудоемка, если спецоценка условий труда проводится впервые.

Эксперты UCMS Group в установленные сроки и без ошибок подготовят для вашей организации все необходимые документы, а также заблаговременно выявят возможные несоответствия и предоставят практические рекомендации по их устранению.

Профессиональная поддержка позволит провести комплекс мероприятий по СОУТ в короткий срок и без привлечения внутренних трудовых ресурсов, необходимых для решения стратегически важных бизнес-задач.

UCMS Group также готова взять на себя задачи прочих этапов, включая оформление доп. соглашений с работниками и консультации для персонала в части доступных им компенсаций и льгот.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы