Бухгалтерский аутсорсинг на современном рынке услуг предлагается в разных комбинациях, и вариантов тем больше, чем крупнее организация-заказчик. При этом в комплекс услуг могут включены и такие, которые к бухгалтерии напрямую не относятся — к примеру, кадровый учет, юридическая поддержка и т.п.
Основных видов работы со сторонними бухгалтерами выделяют три, а именно:
- полный (комплексный), предполагающий передачу бухгалтерского функционала компании сторонним специалистам целиком;
- выборочный — передача в стороннюю организацию части задач бухгалтерии с сохранением самостоятельного ведения бухучета и контроля руководителя над всеми важными процессами;
- от лица главбуха — обратный предыдущему вариант, предполагающий передачу на аутсорсинг именно управления бухгалтерией.
Кроме того, существует такая услуга, как бухгалтерское консультирование, используемая для контроля над штатными бухгалтерами либо для помощи им в сложных ситуациях (например, при запуске работы с иностранным контрагентом).
Чем отличаются варианты аутсорсинга бухгалтерии
Выбор варианта зависит как от специфики бизнеса компании, так и от ее финансовых возможностей с учетом экономической целесообразности перехода на аутсорсинг. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Полный (вариант «все включено»)
Решение нацелено на замену всего штата бухгалтерии, включая главбуха. В этом случае аутсорсер (самостоятельный специалист или компания) принимает на себя:
- формирование и сбор «первички»;
- ведение бухгалтерского и налогового учета;
- сдачу отчетности;
- оформление платежных документов;
- расчет заработной платы.
Сегодня крайне актуальны и такие задачи, как установка/доработка учетной системы, интеграция систем, аренда/хостинг 1С, организация ЭДО. При желании клиент может расширить спектр услуг, запросив дополнительно юридическое сопровождение, помощь в подготовке управленческой отчетности и/или оптимизации налоговой нагрузки.
Выборочный
Инициатором данного вида аутсорсинг бухгалтерских услуг обычно является не руководство компании, а глава бухгалтерии. Причины подобной инициативы могут быть разные, самая очевидная и наиболее распространенная — это желание передать на сторону выполнение рутинных трудоемких операций, разгрузить своих подчиненных, обеспечить себе время для решения стратегических задач.
Прочие случаи:
- желание бесплатно и в любой момент получать экспертную информационную поддержку (входит в состав профессиональной услуги);
- минимизация финансовых и временных затрат на разработку и внедрение собственных технологических проектов за счет доступа к имеющимся у профессионалов готовым решениям;
- стремление избежать кадровых проблем в связи с расширением штата бухгалтеров под решение нарастающего объема текущих задач;
- возможность снять с себя ответственность за ведение высокорисковых участков.
Примечательно, что умение руководителя бухгалтерского отдела делегировать часть работы для более эффективного использования собственного времени — востребованное профессиональное качество, которое высоко ценится на современном рынке труда.
Учет от лица главбуха
Нередко (обычно в малом бизнесе) складывается ситуация, когда оплачивать специалиста, способного на требуемом уровне выполнять функции главбуха, не под силу, в то время как бухгалтерия в целом исправно работает. Адекватное решение— привлечение к фактическому выполнению функций главного бухгалтера аутсорсера при выполнении простых задач своими силами.
Типичные проблемы со штатным главой бухгалтерии:
- из-за занятости не успевает контролировать работу подчиненных;
- недостаточная квалификация (или нежелание) для грамотного выстраивания механизма управления персоналом;
- перетягивание на себя избыточных полномочий, ставящее работу всего отдела в зависимость от состояния здоровья главбуха или его желания далее работать в компании.
Переход на аутсорсинг гарантирует полную и правильную запись всех процессов, качественное управление ими, отсутствие ошибок и нарушений сроков.