Все без исключения упрощенщики обязаны заполнять книгу учета доходов и расходов. Так вот, в 2013 году чиновники подготовили новые формы такого регистра. Одна из них предназначена для всех, кто платит упрощенный налог. А вторую разработали специально для предпринимателей на патенте — ведь с нового года это отдельная система налогообложения.
Оба бланка вы найдете в приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н (зарегистрирован в Минюсте 21 декабря 2012 года). Новую форму книги учета надо применять уже с 1 января 2013 года.
В рамках данного поста мы рассмотрим все изменения, которые появились с этого года при заполнении новой книги для упрощенщиков.
1. Заверять книгу в налоговой инспекции больше не надо
Первое, что вас порадует, — новые правила в отличие от старых не требуют заверять книгу учета доходов и расходов у контролеров. Вот и на титульном листе новой формы вы не найдете место для подписи налогового инспектора.
Книгу учета доходов и расходов не придется заверять у налоговиков даже в том случае, если вы ведете ее в бумажном варианте вручную.
Как вы помните, прежде в начале года книгу надо было нести налоговому инспектору. Он ставил на ней специальный штамп. В конце года требовалось сделать то же самое. Итоговую отметку сотрудник ИФНС ставил уже на последнем листе регистра, рядом с подписью руководителя. Правда, распечатку книги, которую вели в электронном виде, достаточно было заверить по итогам года. Все это следовало из положений пунктов 1.4 и 1.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.
Но эти правила нередко многие бухгалтеры игнорировали. Ведь штрафов за незаверенную книгу не было и нет. Потому-то теперь новый порядок ведения книги умалчивает про подпись налоговика и печать ИФНС.
В новых правилах нет ни слова и о том, что данный регистр надо представить контролерам не позднее дня сдачи декларации по упрощенному налогу.
Однако не забывайте, что порядок, согласно которому вы вели книгу учета доходов и расходов в 2012 году, предусматривал ее заверение. А значит, отчитываясь в этом году за прошлый, безопаснее такой регистр все же представить инспектору. В последний раз.
2. Если ваша компания применяет объект «доходы», заполняйте новый раздел IV книги
С 2013 года для тех, кто применяет «доходную» упрощенку, чиновники предусмотрели новый раздел. В нем надо отражать все те суммы, которые уменьшают налог. А именно перечисленные в бюджет страховые взносы, выплаченные больничные и отчисления на добровольное личное страхование. Все вычитаемые выплаты названы в пункте 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Важный момент, сумму больничного пособия, оплаченную за счет ФСС, в разделе IV книги учета доходов и расходов отражать не надо.
Заметьте, уменьшить налог вы можете лишь на те взносы, которые вы уже уплатили во внебюджетный фонд (а не просто начислили). Это прямо предусмотрено в подпункте 1пункта 3.1 статьи 346.21 кодекса. А в подпункте 2 той же нормы теперь четко прописано, как уменьшать налог на сумму больничного пособия. В книгу должна попасть лишь та его часть, которую вы выдали работнику за счет компании. А сумму, оплаченную за счет ФСС, в разделе IV книги учета доходов и расходов отражать не надо. И соответственно, налог она не уменьшит.
3. Курсовые разницы в книге не отражайте
Вот вам еще одна важная новинка. С 2013 года имущество и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, упрощенщикам больше не нужно переоценивать. Об этом прямо сказано в новом пункте 5 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. А это значит, что курсовые разницы по таким операциям отражать в книге учета доходов и расходов, как это было раньше, не придется.
Новое правило более чем справедливо. Ведь будучи на упрощенке, доходы и расходы вы учитываете по кассовому методу. А значит, цену сделки достаточно перевести в рубли всего один раз — по официальному курсу Банка России, действующему на дату платежа.
4. Субсидии, полученные из бюджета и потраченные, показывайте в расходах, даже если платите налог с доходов
По общим правилам упрощенщики, учитывающие только доходы, сведения о расходах в книгу не заносят. И это понятно. Но вот с 2013 года появилось исключение.
В расходах теперь надо показывать потраченные суммы субсидий. Тех, что были выделены вашей компании из бюджета на определенные цели. В новом порядке поименовано два вида такого финансирования (п. 2.5 Порядка заполнения раздела I «Доходы и расходы», утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н).
Главное, о чем важно помнить
1. С января 2013 года вести книгу учета доходов и расходов надо уже по новой форме.
2. Компании и предприниматели на «доходной» упрощенке, которые уплачивают страховые взносы, должны заполнять новый раздел IV книги.