Оплата труда – один из самых главных, пожалуй, вопросов в трудовых отношениях. Оно и понятно, ради этого люди и идут на работу. Закономерно при этом и повышенное внимание к зарплатным вопросам со стороны государства – у него задача не допустить нарушений со стороны работодателей. В результате – постоянно возникающие нюансы и изменения.
Вот и недавнее постановление Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) от 11.04.2019 № 17-П многое меняет в порядке расчета окладов, исходя из минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).
Год назад мы уже писали о некоторых особенностях установления окладных частей заработной платы и их соотнесения с МРОТ. Тогда речь шла о том, что оклад может быть меньше МРОТ, если компенсационные и стимулирующие выплаты по итогам месяца обеспечивают общую сумму оплаты труда выше МРОТ. Единственным исключением на тот момент были региональные коэффициенты – их можно начислять только на зарплату уже превышающую МРОТ,
Апрельское постановление КС РФ увеличило перечень тех доплат, которые нельзя учитывать для обеспечения оплаты труда в размере МРОТ. Доплаты и надбавки, которые полагаются сотруднику за работу в нестандартных условиях и носят нерегулярный характер, нельзя использовать для достижения уровня МРОТ. Обратите внимание, речь идет именно о нерегулярных компенсациях.
Какие именно выплаты сюда входят:
- доплата за работу в выходные и праздничные дни (ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ);
- надбавка за труд в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
- оплата сверхурочной работы (ст. 152 ТК РФ).
КС РФ исходил из того, что установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами сотрудника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению. Все это приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Именно поэтому привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с соблюдением предусмотренных законом правил (ст. 99 и 113 ТК РФ). Кроме того, для сверхурочных работ установлено количественное ограничение — не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч.6 ст. 99 ТК РФ). Работа в ночное время осуществляется на основе установленного режима рабочего времени, в том числе графиков сменности (ст. 103 ТК РФ).
Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Эта позиция расходится с тем, что в своих письмах и рекомендациях транслирует Минтруд и Роструд, которые полагают, что эти выплаты можно учитывать, если сама работа в ночное или праздничное время входила в норму часов. Однако надо понимать, что такие разъяснения и письма нормативными документами не являются, а значит, ссылаться на них невозможно.
При этом постановление КС РФ будет применяться судами при решении споров между работниками и работодателями. Более того, есть статистика, которая показывает, что уже пошла волна обращений сотрудников в суды с требованиями пересмотра оплаты труда, и эти иски удовлетворяются.
Так что лучше не дожидаться, пока ваши работники также дойдут до суда, а пересмотреть систему оплаты труда и вывести перечисленные выше выплаты из учета для достижения МРОТ.