Все субъекты экономической деятельности производят те или иные закупки — если это не сырье и материалы, то хозяйственные принадлежности, канцтовары и т.п. Не удивительно, что отражающая данную операцию проводка в профессиональной практике бухгалтера является одной из наиболее частых.
Отражение операций по расчетам с поставщиками может осуществляться по счету 76, однако чаще всего на этом участке бухучета используется активно-пассивный счет 60 и его субсчета, которые утверждаются в рамках учетной политики конкретного предприятия и вносятся в рабочий план счетов. Применение того или иного субсчета определяется способом оплаты (авансом или по факту).
При этом в каждой конкретной ситуации по этой проводке есть свои нюансы, о которых стоит поговорить предметно.
Как отражается перечисление средств с расчетного счета
Собственно процесс расчетов с поставщиком сложности с точки зрения бухгалтерии не представляет. Покупка сырья/материалов, приобретение основных средств или товаров, оплата услуг — все эти операции предполагают следующую этапность:
- заключение договора (поставка товара/оказание услуг/выполнение работ) между хозяйствующими субъектами;
- выставление поставщиком счета на оплату;
- перечисление покупателем указанной в счете суммы (всей сразу или части, в зависимости от условий договора);
- выполнение обязательств поставщиком.
Возможны различные варианты — например, все условия можно прописать непосредственно в счете, не заморачиваясь подписанием договора, а выплаты выполнить по согласованию сторон уже после выполнения поставщиком своих обязательств (в последнем случае создание последней проводки опускается, корреспондирующими выступают счет 51 и субсчет 60.01).
При этом в учете происходит отражение следующих операций:
- перевод средств поставщику в счет будущих поставки/выполнения/оказания (основания — банковская выписка или платежка, Д/К 60.2/51);
- получение товарно-материальных ценностей (основание — акты, накладные и прочие виды передаточной первичной документации Д/К 08, 10, 20, 25, 41 и пр./60.1);
- зачет авансового платежа в счет ТМЦ (Д/К 60.1/60.2);
- налога на добавленную стоимость (если в счет-фактуре поставщика налог не выделен, Д/К 19/60.1).
Порядок оплаты счетов другими способами
Оплатить товары/работы/услуги можно не только с расчетного счета, но также:
- используя специализированный банковский или валютный счет (безналичный расчет, дебет/кредит — счета 60/50);
- наличными (потребуется товарный чек, при наличии обязанности использования кассового аппарат — кассовый чек, дебет/кредит — счета 60/55, 60/52).
- ценными бумагами (личный вексель с обязательством выплаты обозначенной суммы ее держателю).
В последнем варианте кредиторская задолженность не списывается, а отражается на специальном субсчете счета 60 для учета векселей. Для погашения векселя делается проводка дебет 60/кредит 50-52, 55.
Напомним, что активно-пассивный счет 60 утвержден приказом Минфина № 94н. Если корректность построения аналитического учета требует, помимо описанных выше субсчетов, дифференцирующих оплату по факту и авансом, можно ввести дополнительные субсчета.