В числе государственных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на фоне объявленной пандемии COVID-19 — материальная помощь в виде субсидии, предоставляемая в апреле-мае 2020 г. малому и среднему бизнесу, занятому в отраслях, признанных наиболее пострадавшими в связи с мерами по борьбе с распространением коронавируса.
Заявление на выделение господдержки подается непосредственно на сайте ФНС через личный кабинет налогоплательщика или с помощью почтового отправления, срок подачи:за апрель — с 01.05 по 01.06, за май — с 01.06 по 01.07.
Критерии соответствия претендентов:
- регистрация на 01.03.2020 в госреестре субъектов МСП;
- ОКВЭД по ЕГРЮЛ, совпадающий с утвержденным Постановлением Правительства РФ №434 перечнем наиболее пострадавших отраслей;
- отсутствие запущенных процессов по признанию банкротом, по ликвидации компании или ее реорганизации;
- отсутствие на 01.03.2020 долга свыше 3 тыс. руб. по налогам и взносам;
- динамика увольнения за субсидируемые месяцы не должна превышать 10% по отношению к этому показателю в марте-2020 (контроль по базе данных ПФР).
Ежемесячная подача отчетности в ПФР с отражением данных об уволенных и вновь принятых на работу сотрудниках обязательна (форма СЗВ-М), сроки подачи — до 15 числа месяца, следующего за субсидируемым.
Грамотный учет субсидий: коронавирус и бухучет
Денег выделяется на так уж и много — из расчета 12,13 тыс. руб. на одного работника, а вот проблемы с отчетностью возникают серьезные, и главная из них — как отразить надбавки по коронавирусу в бухгалтерском учете.
Субсидии уже поступают индивидуальным предпринимателям и организациям, поэтому ответ на вопрос весьма актуален.
Как можно использовать деньги
Назначение данной разновидности господдержки — частичная компенсация затрат по ведению предпринимательской деятельности в апреле/мае текущего года, включая сохранение занятости наемных работников. Хотя сумма и рассчитывается от количества работников, средства выдаются именно на покрытие расходов работодателя, обязательство выплатить их сотрудникам отсутствует, полученными деньгами можно оплатить:
- закупку материалов и оборудования;
- аренду офисных и производственных помещений;
- коммунальные услуги и т.п.
Субсидия является нецелевой, отчетность за использование предоставленных государством средств не предусмотрена. Теоретически работодатель вправе и вовсе направить эту сумму на личные цели, но при условии своевременной выплаты заработной платы.
Налоговый учет
Согласно изменениям в НК РФ (ст. 251, п.1, пп. 60), субсидия из госбюджета не рассматривается как налогооблагаемый доход, соответственно налоговые обязательства у организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении этой суммы не возникают.
Это относится как к налогу на прибыль (включая налог на доходы физлиц), так и на выплаты по ЕСХН и УСН. Сумма не включается в книгу учета доходов по ПСН и не облагается налогом на добавленную стоимость.
Отражение субсидий в бухгалтерском учете
Учет госпомощи должен быть выполнен согласно положению о бухучете ПБУ 13/2000 (используемые дебет счета — 51 и 86, кредит счета — 86 и 91). При этом можно выбирать следующие бухгалтерские проводки:
- д51-к86 — отражает получение субсидии, сочетается с последующей проводкой д86-к 91.1 по факту произведенных затрат;
- д86-к 91 (субсчет «Прочие доходы») — если подразумевается компенсация ранее произведенных расходов.
Использование счета 98 возможно, но нецелесообразно: незначительность суммы практически исключает возможность ее направления на приобретение активов.
А вот изменения в ст. 270 налогового кодекса, запрещающие вносить в расходы сделанные за счет субсидии затраты (п. 48.26), требуют использования в отчетности некоторых «обходных путей» — например, для ИП это может быть уплата налога по УСН (то есть, затрата, которая в принципе не включается в расходы при расчете налогооблагаемой базы).
Использование предоставленных государством средств на расходы с налогом на добавленную стоимость происходит по обычной схеме: к вычету НДС можно брать так же, как и обычно (без применения ст.170 НК РФ, п. 3, пп. 6 о восстановлении принятых к вычету налогоплательщиком имущественных прав, полученных в виде бюджетных инвестиций или субсидий из бюджетной системы РФ).