Медицинские осмотры работников — это привычные процедуры для многих организаций, в законодательстве они расписаны подробно, но при этом достаточно часто в этой сфере встречаются нарушения. Кроме того, ряд изменений, связанных с медицинским обслуживанием сотрудников, был принят в последнее время, а о некоторых говорят как о возможных.
Так что тема стоит того, чтобы рассмотреть ее подробнее.
Прежде всего, медосмотры регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), а также приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н). Законодательно медицинские осмотры сотрудников делятся на две большие категории — предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в процессе работы).
Перечни работников, которых необходимо направлять на медосмотры есть в ТК РФ, Приказе № 302н, в ряде федеральных законов и СанПиНов. Как правило, речь идет либо о не самых благоприятных условиях работы, а потому надо заранее убедиться, что человек по здоровью годится на такую работу, а также в процессе проверять, не вредят ли сотруднику эти условия. Либо по роду деятельности работник будет контактировать с продуктами питания, клиентами, несовершеннолетними гражданами, а потому надо быть уверенными в его здоровье, чтобы не допустить распространения каких-то заболеваний.
Все логично, но именно тут многие организации допускают нарушения. Одни вообще забывают про обязанность направлять сотрудников в медучреждения, другие — создают свои требования и списки, включая в них те должности и работы, по которым законодательно медосмотры не предусмотрены. Тут надо понимать, что регулирование этого вопроса отнесено к федеральному уровню — это значит, что только на уровне государства можно что-то менять в установленном порядке, а его соблюдение — обязанность для каждой организации.
В 2018 году совместный приказ Минтруда России N 62н, Минздрава России N 49н от 06.02.2018 внес ряд изменений в Приказ № 302н. В частности, был расширен и уточнен перечень работников социальной сферы, которые должны ежегодно проходить осмотр дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога и инфекциониста, и указан ряд обследований: теперь требования распространяются на тех работников, которые оказывают социальные услуги в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания и на дому.
Следующий этап, где больше всего нарушений — это порядок проведения предварительных медицинских осмотров. Довольно часто работодатели просто требуют от соискателя принести медицинскую книжку с определенными отметками. Однако в соответствии с абзацем 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение предварительных медосмотров за счет собственных средств. Ни о какой мед книжке в ТК РФ речи нет вообще. Этот документ ни в коем случае не может заменить предварительный медицинский осмотр, как бы ни хотелось организации на них сэкономить.
Медицинские осмотры проводятся на основании направления, выданного лицу, поступающему на работу. Работодатель оформляет направление на осмотр только в ту медицинскую организацию, с которой у него заключен договор на проведение предварительных медосмотров. Расходы на проведение таких медицинских осмотров учитываются в расходах по прибыли, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если же кандидат на работу, направленный в конкретную медицинскую организацию, предъявит заключение о прохождении медосмотра в другой медорганизации, оно может быть признано недействительным, так как осмотр проведен не в установленном порядке. Это правило работает и для периодических, в том числе предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медосмотров.
Нарушение установленного порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.
За проступки, предусмотренные ст. 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В последнее время Минздрав говорит о том, что из перечня обязательных периодических осмотров можно исключить осмотры офисных работников, чья деятельность связана с работой за компьютером. Дело в том, что сейчас законодательство обязывает работодателей один раз в два года проводить за свой счет медосмотры сотрудников, которые трудятся за компьютером больше половины рабочего времени.
Однако компьютеры в наши дни уже не создают такой фон излучения, как это было прежде. Кроме того, с 1 января 2019 года вступили в силу поправки в ТК РФ, в соответствии с которыми большинству работающих россиян полагается день для прохождения диспансеризации, что вполне может заменить периодический осмотр.
В целом сфера медосмотров не часто подвергается изменениям, однако работодателям надо помнить, что правила, связанные с предварительными и периодическими медицинскими осмотрами сотрудников, устанавливаются на федеральном уровне и обязательны для исполнения всеми организациями.