Нужно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2024 году

Ответ на этот зависит от вида учета: резервы по тем долгам, которые квалифицированы как сомнительные, формируются в бух- и в налоговом учете, но требования к ним неодинаковы.

К категории сомнительных относят имеющиеся перед компанией/организацией невыполненные финансовые обязательства контрагента, выполнение которых маловероятно. Создание по подобному долгу специального резерва позволяет:

  • обеспечить правильность сведения бухотчетности за счет достоверности сведений о задолженности (бухгалтерия отражает только величину долга, которая может быть реально получена);
  • учесть ущерб от невыполнения контрагентом долговых обязательств при формировании базы для налогообложения (до того момента, когда эти обязательства можно будет признать безнадежным и на основании НК РФ списать по ст. 266).

Бухгалтерский и налоговый резервы: что между ними общего

Сам факт признания имеющейся задолженности в обоих видах учета одинаков. Сомнительность устанавливается по двум основополагающим признакам, а именно — если погашение долга:

  • уже просрочено или с наибольшей вероятностью не будет выполнено в срок, зафиксированный в договоре, при этом неуплаченная сумма не обеспечена гарантиями;
  • просрочено, и обеспечение в каком-либо виде (включая залог или поручительство) отсутствует.

Также для обоих случаев справедливо формирование резервов после проведения инвентаризации в рамках отчетного периода (или налогового), раздельное их формирование (свой резерв по каждому долговому случаю) и связь между задолженностью и финансовым результатом.

Как создаются резервы в бух- и налоговом учете

Характерные черты формирования долговых резервов различаются в зависимости от вида учета, поэтому их удобнее свести в таблицу:

бухгалтерский налоговый
  • создается в обязательном порядке в отношение любого выявленного долга с признаками сомнительного;
  • участие всех без исключений налогоплательщиков из числа обязанных формировать резерв;
  • формирование без привязки к налоговому учету (независимо от того, создан ли там аналогичный резерв);
  • создание по всем задолженностям, независимо от источника их возникновения;
  • возможность создания даже по тем суммам, которые еще не просрочены, но характеризуются высоким риском невозврата;
  • использование собственных критериев сомнительности долга и размеров необходимого резерва, право учитывать вероятность погашения;
  • расчет суммы резерва с учетом ситуации по возможной оплате долга;
  • требование списать неизрасходованный объем резерва по концу следующего года.
  • создается исключительно по просроченной (от 45-ти дней) задолженности и в отношение только долга покупателя;
  • объем напрямую зависит от продолжительности просрочки (90+ дней — 100% от суммы долга, менее 90 дней — 50%);
  • коррелирует с задолженностью кредиторской (ее вычитают из суммы невыполненных обязательств);
  • имеет ограничение по максимальному объему (не более десятой части выручки в отчетном или в предыдущем налоговом периодах — правда, из этих двух показателей в расчет принимается больший);
  • перенесение средств не использованного в отчетном году резерва на следующий с корректировкой нового формируемого по этому же обязательству резерва на сумму прошлогоднего;
  • создание только ведущими учет специалистами, и они должны пользоваться при этом методом начисления.

Подводя итог: формирование резерва в налоговом учете является правом, но не обязанностью, в то время как в бухучете его создание обязательно.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы