В условиях объявленной пандемии COVID-19, когда риск приостановки производственной деятельности стал объективной реальностью, одним из вариантов спасения бизнеса является признание простоя организации на основании ст. 157 Трудового кодекса РФ.
Российское трудовое законодательство определяет производственный простой как временную остановку деятельности по финансовым, техническим или иным причинам. Приостановка работы может происходить как по вине работодателя или работника (например, из-за отсутствия заказов или некачественного выполнение обязанностей), так и по причинам, от сторон трудового договора не зависящим.
Учитывая тот факт, что на территории РФ в связи с пандемией коронавируса не введены ни чрезвычайная ситуация, ни чрезвычайное положение, виновник приостановки производственной деятельности не очевиден, что порождает путаницу в трактовке данной статьи.
COVID-19 как причина вынужденного простоя
При действующем на текущий момент на территории РФ режиме повышенной готовности сложно точно установить, в каких случаях имеет место вынужденный (не зависящий от организации и/или сотрудников) простой, а в каких — перерыв по желанию работодателя.
Так, сотрудники, обслуживающие международные рейсы (водители, экспедиторы и пр.) исполнять свои должностные обязанности не могут, и в данном случае можно объявить простой из-за коронавируса — ведь границы со многими государствами закрыты. Если же речь идет о межрегиональных перевозках, то временная приостановка работы невозможна, так как запрета на перемещение по территории страны нет.
Взаимные обязанности сторон трудового договора
Должны ли сотрудники находиться на рабочем месте и как осуществляется оплата за период вынужденной бездеятельности? Обязанности сторон трудового договора в общих чертах таковы:
работодатель | наемный работник |
хотя работа организаций и предприятий в таком случае фактически парализована, за работодателем сохраняется обязанность по выплате заработной платы, хоть и не в полном размере (в соответствии со ст. 157 ТК РФ — не менее 2/3 от тарифной ставки или оклада). | согласно ст. 91 ТК РФ, время простоя считается рабочим, поэтому сотрудники имеют право покидать рабочие места только на основании письменного разрешения руководства.
Должности за работниками сохраняются, стаж не прерывается. |
Простой в связи с коронавирусом предполагает обязанность работников не выходить на работу в течение установленного периода времени, по возможности исполняя должностные обязанности дистанционно.
Порядок объявления и оформления простоя
В случае с пандемией COVID-19 вынужденный простой бизнеса объявлен указом органов государственной власти. Последующие действия ответственных лиц предприятия таковы:
- подготовка уведомления для руководства о вынужденной приостановке со ссылкой на указ и описанием причины временного простоя;
- издание приказа о приостановке деятельности с указанием оснований, периода простоя, списка простаивающих сотрудников, порядка оплаты;
- ознакомление сотрудников с приказом (под расписку).
Важно: работодатель обязан уведомить о сложившейся ситуации региональный отдел занятости населения, информирование профсоюзной организации обязательным не является.
Если срок возобновления работы в первом распоряжении указан не был, возобновление деятельности возможно только после издания дополнительного распоряжения о завершении приостановки.
Возможные сложности из-за приостановки производственной деятельности
Главная суть оформления простоя — минимизация расходов на оплату труда. Для обеих сторон решение может повлечь определенные трудности. Так, работники из-за потерь по зарплате могут проявлять несогласие с решением руководства, отказываясь подписывать уведомление об ознакомлении с приказом. В этом случае придется составлять акт, заверенный подписью двух свидетелей.
С другой стороны, на фоне неизбежных в связи с приостановкой производственной деятельности убытков работодатели нередко отправляют наемных работников в отпуска «за свой счет», что является прямым нарушением законодательства. Для восстановления своих прав сотрудникам следует обращаться в трудовую инспекцию или в суд; неисполнение трудового законодательства чревато для компании-работодателя штрафом в размере 30-50 тыс. рублей.