Работник сможет оформить трудовые отношения, не приезжая в офис работодателя

В июне Госдумой принят в первом чтении законопроект №1162885-7, который был внесён ещё в апреле и рассматривался как важнейший этап расширения реализации возможностей электронного документооборота в сфере трудоустройства.

В настоящее время трудовое законодательство РФ предписывает оформлять ряд документов кадрового учёта в письменном виде или обеспечивать обязательное ознакомление с ними работников «под подпись».

Авторы законопроекта отмечают, что в нынешней ситуации для оформления кадровых документов исключительно в электронном виде нет законных оснований — поэтому и потребовались предлагаемые ими изменения.

Бумажный носитель отменяется: изменения в ТК РФ

Законопроектом №1162885-7 предусмотрено введение в Трудовой Кодекс новой статьи 22.1, регламентирующей электронный документооборот в сфере трудовых отношений как создание/хранение/использование всеми сторонами процесса (работодатель, работник, оформляющееся на работу лицо) документов в электронном виде без дублирования их на бумажном носителе.

Применять данную норму предлагается к тем документам, которые по действующему на текущий момент законодательству необходимо заверять подписью на бумажном экземпляре, а именно:

  • трудовой договор;
  • ученический договор;
  • заявление на увольнение;
  • договор о материальной ответственности и пр.

Порядок принятия решения о переходе электронный документооборот

Быть ли кадровому документообороту в «бумажном» или в электронном виде, теперь будет самостоятельно решать работодатель, закрепляя принятое решение локальным нормативным актом.

Однако уведомление о переходе на электронный вариант всех сотрудников и лиц, принимаемых на работу, является обязательным (для последних оповещение происходит во время заключения трудового договора).

Хранение и подписание электронных документов возможно с использованием любой цифровой площадки, имеющей подходящий функционал (включая единую платформу «Работа в России»).

Права персонала

Как работник, так и поступающее на работу лицо, имеют право отказаться от оформления документов в электронном виде, подав соответствующее заявление. Переход будет невозможен, если с нововведением не согласится более половины персонала.

За сотрудниками сохраняется право истребовать любой документ в виде бумажной копии. Законопроект содержит прямой запрет на отказ в приеме приёме на работу из-за отсутствия у претендента электронной подписи. Желание работодателя использовать на документах усиленную подпись должно быть реализовано полностью за его счёт.

Перспективы законопроекта

На данный момент в стране проводится эксперимент по электронному документообороту, в котором участвуют около 2 миллионов трудящихся. Все эти люди могут оказаться в правовом вакууме, если законопроект не будет принят.

При этом ко второму чтению законодателям придётся учесть ряд предложений представителей бизнес-среды и профсоюзных организаций (например, идею сохранения инструктажа по некоторым вопросам в бумажном виде).

В случае принятия законопроекта во втором чтении, изменения вступят в силу уже 16 ноября — правда, на разработку единых требований к электронным документам необходимо будет время, поэтому вступление в силу данной нормы отложено на осень 2022 года.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы