В феврале этого года был подписан Федеральный закон №6-ФЗ, который предусматривает корректировку положений первой части НК РФ, включая изменения в трансфертное ценообразование. Изменения касаются порядка:
- признания сделок контролируемыми;
- заключения СОЦ (соглашение о ценообразовании);
- налоговых проверок в отношении данной категории сделок.
Введенные данным законом изменения предположительно должны устранить существовавшую до настоящего времени правовую неопределенность и снизить уже в 2021 году административную нагрузку на бизнес в части заключения необходимых для налогообложения соглашений о ценообразовании.
Поправки в Налоговый кодекс призваны устранить разночтения и неточности, в сфере ТЦО при установлении цены товаров для целей налогообложения. Все предлагаемые нововведения — а среди них есть как чисто технические, так и носящие принципиальный характер — можно для удобства рассмотрения разделить на блоки.
Признаки контролируемой сделки
Прежде всего, новый закон расширил перечень признаваемых контролируемыми внешнеторговых сделок: если ранее существовало некое противоречие между пунктами 1 и 5 ст. 105.14 НК РФ (п. 1 содержал формулировку «товары мировой биржевой торговли», п. 5 — конкретизировал перечень товаров), то теперь осталась только прямая отсылка к группам товаров.
Таким образом, факт котировки товаров на бирже не принципиален, и контролироваться будут все сделки по указанным в п. 5 товарным группам класса commodities (нефть и выработанные из нее товары, металлы черные, цветные и драгоценные, минеральные удобрения и драгоценные камни).
Новая формулировка передает под ТЦО-контроль большое количество товаров, поставляемых на экспорт в адрес независимых лиц — следовательно, экспортерам придется не только заполнять больше уведомлений о контролируемых сделках, но и менять подходы к обоснованию цен по таким операциям. Новые критерии будут использоваться с 2022 года, однако подготовку к их внедрению целесообразно начинать уже сейчас.
О сделках с участием агента (комиссионера)
Появление нового абзаца в ст. 105.14 НК ФР (п. 9), регламентирующей порядок исчисления доходов для признания сделки контролируемой (расчет пороговых значений), ничего по сути не меняет — лишь позволяет устранить возможные недоразумения при применении других пунктов этой же статьи и положений Гражданского Кодекса РФ (ст. 990 и 999 или ст. 1005 и 1008).
Новый абзац предписывает для целей настоящей статьи учитывать доходы по сделкам между взаимозависимыми (или приравненными к ним) лицами при участии агента, действующего по поручению принципала, но от своего имени, в соответствии с порядком согласно гл. 25 НК РФ.
Проще говоря, внутрироссийские сделки, совершаемые через комиссионера, признаются контролируемыми, если их сумма от 1 млрд рублей и при наличии иных критериев «контролируемости», содержащимися в ст. 105.14 п. 2.
Перестанет ли СОЦ быть экзотикой?
В международной практике соглашения о ценообразовании для целей налогообложения — это фундамент, на котором выстраиваются доверительные отношения по линии «налогоплательщики»— «налоговые органы». В России, несмотря на существование в Налоговом кодексе главы 14.6, данный инструмент до последнего времени остается экзотикой из-за «серых зон», которые не были устранены и Приказом Минфина РФ №60н от 29.03.2018, призванным закрыть законодательные пробелы.
Новый закон должен поспособствовать использованию СОЦ налогоплательщиками за счет таких позитивных моментов:
- возможность применения методов трансфертного ценообразования в редакции нормативно-правовых актов других государств, если они существенно не отличаются от отечественных;
- ограничения по ТЦО-проверкам в отношении контролируемых сделок, по которым налогоплательщик заявил о наличии СОЦ (если нет решения об отказе или заключении).
Есть впрочем и негатив в данном вопросе, а именно — увеличение срока рассмотрения соответствующих заявлений (вместо 6 месяцев ранее — 2 года с возможностью продления срока до 27-ми месяцев) и введение двухгодичного периода по принятию решения о проверке в случае, если налоговый орган дал мотивированный отказ налоговиков от заключения СОЦ (ранее такого положения в НК не было).
К тому же, законодатели сочли необходимым предостеречь налогоплательщиков от обжалования отказа, введя положение об увеличении срока вынесения решения при обращении в суд (+ срок судебного разбирательства). Наконец, отказ налогового органа для налогоплательщика, так сказать, раскрывшего все карты в заявлении на СОЦ, может обернуться дополнительными начислениями.
По совокупности изложенного можно выразить сомнение относительно того, что данный инструментарий будет использоваться широким кругом налогоплательщиков.
Налоговые проверки контролируемых сделок и прочие вопросы
Закон расширил полномочия налоговых органов в части проведения подобных проверок, поправками в ст. 105.16 (п.6). Теперь налоговики могут:
- самостоятельно выявлять факты свершения контролируемых сделок вне рамок налоговых проверок или мониторинга и извещать о них ФНС РФ;
- истребовать документы у лиц, располагающих информацией и/или документами о таких сделках, даже если они не являются их участниками (полномочие должностных лиц ФНС).
Особого внимания удостоилось изменение порядка раскрытия сведений о лицах, использующих банковские счета по доверенности: предписанная банкам обязанность в трехдневный срок предоставлять по запросу налоговой все сведения по данным лицам (копии доверенностей и паспортов, образцы подписей и печатей, сведения о выгодоприобретателях/представителях/бенефициарах и другие документы) была воспринята как отмена банковской тайны.
Здесь уместно лишь сказать, что на самом деле налоговые органы и так имеют доступ к подобной информации (чего стоит, к примеру, система отслеживания всех покупок россиян в режиме реального времени, продемонстрированная в 2019 году тогдашним руководителем ФНС). В данном же случае речь очевидно идет о работе не по выявлению фиктивных владельцев счетов, а только по уже выявленным налоговым правонарушениям.
Законопроект также увеличил до 5-ти лет срок хранения первичных документов, что не изменит бухгалтерию, так как коррелирует с ныне действующими правилами Росархива.
Если вас интересуют профессиональные услуги в сфере трансфертного ценообразования, обращайтесь в компанию ADE Professional Solutions (Москва), которая предлагает:
- подготовку налоговой документации по сделкам с обоснованием методологии примененных цен и их соответствия рыночному уровню;
- методологическое сопровождение и консультирование по вопросам применения законодательства о ТЦО;
- диагностику контролируемых сделок;
- benchmarking (подготовку статистических исследований);
- содействие в судебных разбирательствах с ФНС.
Компания имеет продолжительный позитивный опыт работы с компаниями различных отраслей в России и за рубежом.