Единый регистр граждан

21 мая текущего 2020 года Госдума приняла в окончательном третьем чтении, а 8 июня Президент РФ подписал федеральный закон, учреждающий единый регистр граждан России — информационный ресурс, который вберет в себя исчерпывающие сведения о населении государства (граждан РФ, включая постоянно проживающих за границей, и иностранцев, постоянно проживающих у нас).

По заверениям отечественных парламентариев, создание такого ресурса направлено как на повышение эффективности государственной политики, так и на улучшение качества предоставления населению муниципальных и госуслуг. Кроме того, авторы инициативы видят такие перспективы:

  • повышение наполнения бюджетов всех уровней;
  • борьба с правонарушениями в отношении обязательных (включая налоговые) платежей;
  • предотвращение мошенничества в сфере социальной поддержки.

Закон вступит в силу после официальной публикации, для ряда положений установлены свои сроки. Обязательным использование регистра станет с 1 января 2023 г., до конца 2025 г. предусмотрен переходный период.

Какие данные занесут в цифровой регистр

Для занесения сведений каждому физлицу будет присвоен 12-разрядный неизменяемый код — уникальный номер, формируемый с использованием даты создания записи, ее номера в ЕФИР (Единый федеральный информационный регистр) и специального контрольного числа.

Занесению подлежат:

  • персональные данные (ФИО, дата и место рождения, гражданство, место проживания/пребывания);
  • сведения об обучении/образовании и дееспособности;
  • виды документов (номера и полная информация);
  • наличие/отсутствие судимости и воинской повинности;
  • данные о постановке гражданина на учет (в налоговой, в органах соцзащиты и пр.);
  • регистрация в системах обязательного страхования.

Также в записи по каждому физлицу будут присутствовать данные о его родственниках — родителях, детях, супругах с указанием даты/места рождения и проживания. Дополнительная информация по умершим предполагает указание даты смерти и места захоронения.

В ЕФИР не отражаются такие сведения:

  • происхождение (раса, этнос);
  • состояние здоровья;
  • религиозные предпочтения;
  • участие в профсоюзных организациях, политические убеждения.

Уничтожение или изъятие записей недопустимо, при внесении изменений исходные записи не удаляются.

Ведение и доступ

Сведениями, подлежащими внесению в ЕФИР, уже располагают 12 ведомств, сбор новых данных законом не предусмотрен — речь идет лишь о сведении их воедино. При этом органы исполнительной власти обяжут своевременно передавать данные о выдаче/замене документов, включая выдачу разрешения на работу, удостоверения беженца, вида на жительство и пр.

Полномочия по ведению ресурса возложены на ФНС, которая будет использовать информационные базы собственные и внебюджетных фондов, министерств обороны, внутренних дел и науки.

Среди обязанностей налоговой службы — обеспечение защиты всей информации. Доступ к данным из ЕФИР предусмотрен для:

  • муниципальных и госорганов;
  • нотариусов;
  • многофункциональных центров;
  • избирательных комиссий;
  • внебюджетным фондам.

Также запрашивать данные о себе может сам житель РФ или его законный представитель. Данные могут быть изменены по факту соответствующего обращения физлица, в отношении которого они составлены. Порядок изменения сведений после такого обращения установит правительство; президент, в свою очередь, определит порядок внесения ранее неучтенных сведений и обозначит органы, уполномоченные это делать.

Этапы создания ЕФИР

Реализация концепции единого реестра граждан была задумана поэтапной. Подробнее:

2016-2018 гг. — подготовка необходимых правовых актов, разработка проекта информационной системы ведения;

2019-2020 гг.  — создание информационной система ведения, первоначальное наполнение информационного ресурса, организация взаимодействия новой системы с уже существующими государственными информационными системами (реестр ЗАГС и прочие).

2021-2024 гг.  —  совершенствование ведения реестра.

Остается отметить: как и любой другой инструмент, федеральный регистр граждан РФ, призванный служить вполне позитивным целям, может нести в себе вред, оказавшись «не в тех руках». Именно поэтому так важно создание отказо- и катастрофоустойчивой информационно-технологической инфраструктуры.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы