21 мая текущего 2020 года Госдума приняла в окончательном третьем чтении, а 8 июня Президент РФ подписал федеральный закон, учреждающий единый регистр граждан России — информационный ресурс, который вберет в себя исчерпывающие сведения о населении государства (граждан РФ, включая постоянно проживающих за границей, и иностранцев, постоянно проживающих у нас).
По заверениям отечественных парламентариев, создание такого ресурса направлено как на повышение эффективности государственной политики, так и на улучшение качества предоставления населению муниципальных и госуслуг. Кроме того, авторы инициативы видят такие перспективы:
- повышение наполнения бюджетов всех уровней;
- борьба с правонарушениями в отношении обязательных (включая налоговые) платежей;
- предотвращение мошенничества в сфере социальной поддержки.
Закон вступит в силу после официальной публикации, для ряда положений установлены свои сроки. Обязательным использование регистра станет с 1 января 2023 г., до конца 2025 г. предусмотрен переходный период.
Какие данные занесут в цифровой регистр
Для занесения сведений каждому физлицу будет присвоен 12-разрядный неизменяемый код — уникальный номер, формируемый с использованием даты создания записи, ее номера в ЕФИР (Единый федеральный информационный регистр) и специального контрольного числа.
Занесению подлежат:
- персональные данные (ФИО, дата и место рождения, гражданство, место проживания/пребывания);
- сведения об обучении/образовании и дееспособности;
- виды документов (номера и полная информация);
- наличие/отсутствие судимости и воинской повинности;
- данные о постановке гражданина на учет (в налоговой, в органах соцзащиты и пр.);
- регистрация в системах обязательного страхования.
Также в записи по каждому физлицу будут присутствовать данные о его родственниках — родителях, детях, супругах с указанием даты/места рождения и проживания. Дополнительная информация по умершим предполагает указание даты смерти и места захоронения.
В ЕФИР не отражаются такие сведения:
- происхождение (раса, этнос);
- состояние здоровья;
- религиозные предпочтения;
- участие в профсоюзных организациях, политические убеждения.
Уничтожение или изъятие записей недопустимо, при внесении изменений исходные записи не удаляются.
Ведение и доступ
Сведениями, подлежащими внесению в ЕФИР, уже располагают 12 ведомств, сбор новых данных законом не предусмотрен — речь идет лишь о сведении их воедино. При этом органы исполнительной власти обяжут своевременно передавать данные о выдаче/замене документов, включая выдачу разрешения на работу, удостоверения беженца, вида на жительство и пр.
Полномочия по ведению ресурса возложены на ФНС, которая будет использовать информационные базы собственные и внебюджетных фондов, министерств обороны, внутренних дел и науки.
Среди обязанностей налоговой службы — обеспечение защиты всей информации. Доступ к данным из ЕФИР предусмотрен для:
- муниципальных и госорганов;
- нотариусов;
- многофункциональных центров;
- избирательных комиссий;
- внебюджетным фондам.
Также запрашивать данные о себе может сам житель РФ или его законный представитель. Данные могут быть изменены по факту соответствующего обращения физлица, в отношении которого они составлены. Порядок изменения сведений после такого обращения установит правительство; президент, в свою очередь, определит порядок внесения ранее неучтенных сведений и обозначит органы, уполномоченные это делать.
Этапы создания ЕФИР
Реализация концепции единого реестра граждан была задумана поэтапной. Подробнее:
2016-2018 гг. — подготовка необходимых правовых актов, разработка проекта информационной системы ведения;
2019-2020 гг. — создание информационной система ведения, первоначальное наполнение информационного ресурса, организация взаимодействия новой системы с уже существующими государственными информационными системами (реестр ЗАГС и прочие).
2021-2024 гг. — совершенствование ведения реестра.
Остается отметить: как и любой другой инструмент, федеральный регистр граждан РФ, призванный служить вполне позитивным целям, может нести в себе вред, оказавшись «не в тех руках». Именно поэтому так важно создание отказо- и катастрофоустойчивой информационно-технологической инфраструктуры.