Принятие Госдумой во втором чтении законопроекта №273179-7 обусловило серьёзные перемены в сфере аудиторской деятельности, а именно:
- проверять бухгалтерскую (финансовую) отчётность отныне смогут не все работающие в этом сегменте;
- саморегулируемая организация останется лишь одна;
- индивидуальных аудиторов вообще отстранили от проведения обязательного аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
За аудиторами закрепляется право проводить профессиональную деятельность исключительно в соответствии с типом действительного квалификационного аттестата.
Обязательный аудит ОЗО по-новому
Статьей 5.1 принятого закона установлен перечень общественно значимых организаций, в который включены:
- государственные компании и корпорации, организации с 25%-й долей государственной собственностью;
- кредитные и страховые организации;
- публично-правовые компании и ПАО;
- непроизводственные фонды и их управляющие компании;
- УК ПИФов и иных инвестиционных фондов;
- клиринговые организации;
- профессионалы рынка ц/б, организаторы торговли;
- бюро кредитных историй;
- организации, выставляющие ц/б на торги или подающие включаемую в проспект ц/б отчётность.
Данные о проведении обязательного аудита ОЗО будут отражаться в реестрах, которые будут вести Федеральное казначейство и ЦБ РФ (последний — для ОЗО на финансовом рынке). Указание в реестре сведений об организации-аудиторе обязательно — как и указание её оценки достоверности представленной к проверке отчётности.
Требования к аудиторским организациям
Закон вполне предсказуемо ужесточил требования и к допущенным к проведению аудита организациям. Новое в этом аспекте:
- членом СРО и собственно аудиторской может стать организация, в штате которой числится не менее 3-х аудиторов по основному месту работы, а с 2023 года — не менее 5-ти (на данный момент многие аудиторы выполняют свои функции по совместительству);
- за оказание аудиторской услуги в организации отвечает «руководитель аудита» (понятие, введённое новым законом);
- в законе прописаны чёткие требования и ограничения по должности «руководитель аудита» (опыт работ, наличие судимости и т.п.).
Выбор аудитора ОЗО должен осуществляться не реже раза в пять лет путём проведения открытого конкурса.
Услуги ОЗО смогут оказывать только включенные в соответствующий реестр организации, причём в реестр работающих с общественно значимыми организациями на фин. рынке (например, с банками) обычно включаются организации, уже вошедшие в реестр Минфина. Требования к аудиторским организациям по штату для включения в реестр ЦБ РФ — не менее семи аудиторов по основному месту работы на текущий момент и не менее 12-ти — с 2023 года.