Режим труда и отдыха водителей: на что обратить внимание

К работникам, основная обязанность которых — это управление транспортом, законодатель подходит особенно внимательно. Это понятно, т.к. их работа связана с повышенной опасностью. Именно поэтому к режиму труда и отдыха водителей предъявляются особые требования. К сожалению, на практике это не всегда выполняется.

В связи с тем, что в последнее время в этой сфере были приняты новые правила, давайте разберемся, как именно российское законодательство подходит к вопросам труда и отдыха водителей.

Прежде всего, в отношении водителей, конечно, действуют общие правила Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которые касаются режимов труда и отдыха работников. Тут можно назвать и ограничение по количеству рабочих часов, и обязательные перерывы для отдыха и питания.

Кроме того, в ТК РФ есть отдельная глава 51, посвященная особенностям регулирования труда работников транспорта. Статья 329 ТК РФ устанавливает ограничение, касающееся работы по совместительству — те сотрудники, кто непосредственно занимается управлением транспортом, не могут выполнять такие же обязанности по совместительству. Водителя можно взять совместителем на ставку, например, механика, но допустить его к работе по совместительству водителем нельзя.

Эта же статья говорит о том, что у водителей есть особенности по режиму труда и отдыха, и эти нюансы отражены в подзаконных актах. В целом понятен подход законодателя к вопросу — ограничить время работы тех, кто управляет транспортом. В конце концов, это вопрос безопасности и самих водителей, и окружающих людей. Именно ориентируясь на этот принцип и надо устанавливать рабочие часы водителям в организации.

Если говорить о подзаконных актах, то основным тут будет Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение о РТиО). В этом документе также прослеживается тенденция на ограничение рабочего времени шоферов. Так п. 7 Положения о РТиО устанавливает норму часов не только на неделю, но и на ежедневные смены при графиках 5/2 и 6/1.

При этом надо помнить, что в рабочее время водителя должны входить и все медицинские осмотры, которые положено проходить в соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. Т.е., если водитель должен привезти директора в офис к 9, то забрать его надо в 8 утра, для чего водителю еще в 7 надо пройти предсменный осмотр до того, как отправиться за шефом.

Получается, что рабочий день у водителя начнется в 7 утра. Закончиться он может поздно вечером — после того, как директор будет доставлен домой, водителя еще ждет послесменный осмотр. Тут как раз и кроется основная проблема и ошибка, которую совершают при установлении времени начала и окончания рабочего дня водителя. Зачастую в таких случаях пишут, как и всем, с 9 до 18, но на деле это просто не может быть соблюдено.

При этом с 1 ноября 2019 года в силу вступила новая редакция ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). Теперь за нарушение режима труда и отдыха водителей штрафы предусмотрены как для самих водителей, так и для их работодателей (см. таблицу).

 

  Старый штраф Новый штраф
Для водителя 1 000 — 3 000 1 500 — 2 000
Для должностного лица 7 000 — 10 000
Для ИП 15 000 — 25 000
Для юридического лица 20 000 — 50 000

 

К графикам работы водителей необходимо отнестись внимательно, причем не только из-за штрафов, но и понимая, что их работа может оказаться опасной, если не дать им возможность полноценно отдыхать.

 

 

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы