Запускаете стартап? Описываем, как правильно выбрать организационную форму

При создании стартапа не стоит откладывать в долгий ящик вопрос о его государственной регистрации. Напомним, что по закону предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Закон требует, чтобы лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, были зарегистрированы государством. Нарушение этого требования может иметь тяжелые последствия вплоть до уголовной ответственности, например, за незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов.

Правильный выбор правовой формы влияет, в частности, на налогообложение, на возможности и способы привлечения инвесторов и партнеров, на пределы ответственности владельцев стартапа, на удобство расширения и роста стартапа. Ошибки при выборе правовой формы ведут к дополнительным затратам и усилиям по реструктуризации стартапа.

В этом посте не вдаваясь во все детали, я отмечу лишь некоторые ключевые особенности, которые полезно помнить как новичку, так и серийному предпринимателю. Кстати, прежде чем принять решение о форме регистрации, очень полезно продумать, как именно вы собираетесь вести бизнес, каких привлекать партнеров и как его завершить (да, да…и об этом полезно тоже подумать).

1. Индивидуальный предприниматель 

ИП следует выбирать в том случае, если Вы не желает утруждать себя лишними формальностями. К примеру, индивидуальный предприниматель не должен вести бухгалтерский учет. Следовательно, у него нет обязанности сдавать балансы в налоговую инспекцию, да и при получении кредита либо техники в лизинг с него не потребуют массивной отчетности. Однако следует помнить, что банки при выдаче кредитов с индивидуальными предпринимателями сотрудничают неохотно. Кроме того, бизнес, связанный с оборотом товара или строительством, было бы неразумно вести через индивидуального предпринимателя. Такой бизнес сопровождается большим количеством сделок (закупки товара у поставщиков), которые придется учитывать как расходы и за счет них уменьшать налогооблагаемую базу. Налоговые инспектора такие операции не любят, внимательно к ним присматриваются и при первом же удобном случае постараются их оспорить, что может повлечь за собой крупные штрафы. При этом предприниматель отвечает по своим долгам всем личным имуществом (недвижимостью, автомобилем, депозитами и иными ценностями). Такая форма более приемлема для оказания услуг (например, дизайн сайтов, технические разработки, проектирование и пр.), поскольку эта деятельность с подобными рисками практически не связана.

2. Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) очень хорошо подходит большинству предпринимателей. Во-первых, ООО также может не вести бухучет, если выберет упрощенную систему налогообложения. Во-вторых, создать ООО в настоящее время проще, чем какую-либо другую организацию. В-третьих, по долгам ООО бизнесмен будет отвечать в ограниченном объеме — в пределах уставного капитала организации, который редко оказывается больше минимально требуемых законодательством 10 000 рублей. То есть владелец такой фирмы всегда может знать, какими суммами он рискует. Но в отличие от предыдущей формы бизнеса при ликвидации ООО потребуется значительно больше сил и времени, так как придется не только свериться со всеми контрагентами и социальными фондами, но и пройти проверки правильности начисления и уплаты налогов и страховых взносов.

Обычно выбор предпринимателей при регистрации бизнеса сводится к дилемме — ИП или ООО. В этом посте мы обсуждаем «за» и «против» — «Какую форму выбрать для регистрации бизнеса: ИП или ООО?».

3. Акционерное общество

Акционерное общество (АО) можно выбрать в том случае, если фирма хочет привлечь инвесторов и вложить в дело вырученные от продажи акций средства. При этом нужно понимать разницу между закрытым (ЗАО) и открытым (ОАО) акционерным обществом. ЗАО во многом похоже на ООО и позволяет надежнее защитить свой бизнес от рейдерских захватов. ОАО более открыто для новых участников, поэтому является уязвимым для захватчиков, особенно если у  вас будет много мелких акционеров. Кроме того, АО обязано вести бухгалтерскую и финансовую отчетность, постоянно публиковать ее, регистрировать каждый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам. Бизнесмен, создавший АО, должны быть готов к сотрудничеству с финансовыми консультантами во избежание нарушения законодательства. Зато из ОАО будет гораздо проще выйти путем продажи ваших акций.

4. Некоммерческая организация 

Теоретически предприниматель не должен создавать некоммерческую организацию (НКО), потому что цель бизнеса — заработать прибыль, а форма регистрации НКО не позволяет распределять прибыль между учредителями: все полученные доходы должны быть направлены на осуществление уставных целей некоммерческой организации (обычно это какая-то гуманитарная или социально значимая задача). Однако закон не запрещает НКО заниматься в том числе и коммерческой деятельностью, а финансовые средства ее создатель может получать, например, в виде зарплаты. Такая форма может оказаться удобной для создания модных сейчас социальных объединений, клубов, образовательных организаций и т. п. При этом НКО имеют некоторые налоговые льготы (средства целевого финансирования, в отличие от выручки коммерческой организации, не облагаются налогом на прибыль и НДС).

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по аутсорсингу учетных функций для стартапов. Мы возьмем на себя ведение учета, проконсультируем по налогам, подготовим управленческую отчетность. Вам не придется думать о налоговой или других государственных органах – общение с ними мы берем на себя – от подготовки и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности до ответов на запросы. Фокусируйтесь на своем бизнесе, бухгалтерский учет обеспечит UCMS Group.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы