Налоговая инспекция времен Ивана Грозного

Прошлый пятничный пост мы полностью посвятили «зарплатам» древнерусских госслужащих. Приятно, что тема вызвала интерес и многие наши читатели ожидают продолжения =)

Итак, в сегодняшнем посте предлагаю поговорить о так называемой системе «кормления», которая достигла своего расцвета в XIV-XV веках. Напомню, что доход служащих тогда носил общее название «корма», что соответствует нынешнему термину «содержание».

Разумеется, эта иждивенческая практика породила массу злоупотреблений среди наместников, поэтому уже с XV века московским князьям пришлось регламентировать доходы, кормы и пошлины. К концу века натуральное довольствие было переведено в денежное. Скажем, наместник за «рождественский корм» получал с «сохи» вместо 10 печеных хлебов 10 денег, вместо воза сена — 2 алтына («сохой» до XVII века называлась единица податного обложения, которая измерялась количеством рабочей силы. В данном случае одна «соха» – это два-три крестьянина-работника).

Следующим шагом по усмирению аппетитов местных чиновников был запрет  самостоятельно взыскивать свое «жалованье» с населения. Этим стали заниматься выбранные местными сообществами люди — сотские в городах, старосты в селах и деревнях. Со временем до одного года сократились и сроки пребывания наместников на кормлении. Любопытно, что алчного и жестокого управленца по окончании срока его службы натерпевшиеся подданные запросто могли привлечь к суду. Обвиняемый правитель в такой тяжбе был простым гражданским ответчиком, обязанным в случае проигрыша процесса возместить причиненный ущерб и оплатить судебные пени и издержки. По тогдашнему порядку судопроизводства истец мог даже вызывать бывшего управителя в поле на поединок.

Стоит сказать, что до Ивана IV на кормленщиках в числе прочих обязанностей лежала охрана общественной безопасности. Наместники ведали судопроизводством, и наиболее тяжкие преступления — разбой, душегубство, поджог и другие —  были для них самыми доходными судебными статьями, обеспечивая наиболее значительные пошлины. Все имущество осужденного по «тяжелым» статьям подлежало конфискации в пользу кормленщика за вычетом вознаграждения истцу. Менее тяжкие правонарушения давали наместнику только пеню, равную размеру иска или его половине. Личный интерес побуждал наместников преследовать убийц, но вот предупреждать убийства им было совсем не выгодно. В итоге разбойники расплодились в таком количестве, что царь Иван Грозный решил поручить функцию охраны порядка самим местным обществам.

Показательно, что возможность решить за счет граждан важный для государства вопрос обеспечения безопасности, с которым из рук вон плохо справлялись чиновники, в Кремле преподнесли как большую привилегию для населения, за которую нужно заплатить.

Был запущен, как сейчас модно говорит, пилотный проект. В начале 1551 года крестьянам Плесской волости позволили взамен содержания наместников и оплаты пошлин платить в казну оброк (т.н. «кормленный откуп»), за что им предоставлялось право самостоятельно избирать старост и «целовальников» – должностных лиц для выполнения судебных, полицейских и финансовых функций. Убедившись, что такая реформа будет востребована, в 1555 году царь издал закон об отмене кормлений.

По факту это означало, что на земских старост и «целовальников» легло не только рассмотрение судебных тяжб, но и сбор кормленного откупа, а также сбор и доставка в казну других налогов.

Сбор косвенных налогов, таможенных пошлин, налогов с питейного дела, соляных, рыбных промыслов и других отдавались «на веру». Исправность сбора, помимо доверия общественности и присяги, обеспечивали имущественная ответственность сборщиков и поручительство избравшего их земского общества. В крупных торговых городах такие поручения часто возлагались на надежных людей из московского и местного купечества.

То есть сущность всего самоуправления времен Ивана Грозного состояла не столько в праве людям решать свои вопросы, сколько в обязанности исполнять общегосударственные поручения и выбирать из своей среды наиболее подходящие кандидатуры. Так что Иван Грозный, устраивая финансовую систему страны, нашел вполне подходящее решение, задействовав лучший человеческий капитал всей страны. Этих госслужащих мы сейчас называем налоговой инспекцией.

1 комментарий

  1. Очень интересно, познавательно, актуально! У нас, в ХХI веке, «кормление» с должностей процветает пышным цветом.

Перейти к началу страницы