Аутсорсинг учетных функций интересен 40% компаний в России

Результаты совместного исследования Headhunter, UCMS Group и «Интеркомп», посвященного состоянию рынка аутсорсинга учетных функций в России, показали, что 40% компаний уже используют или планируют аутсорсинг-обеспечение учетных функций. По итогам исследования обозначился и основной фактор успешного применения аутсорсинга — выбор компетентного провайдера и подробная регламентация условий сотрудничества с ним.Онлайн-опрос, который лег в основу этих заключений, проводился в конце 2013 года среди владельцев бизнеса, финансовых и исполнительных директоров, начальников и сотрудников HR-служб 404 компаний. Большинство респондентов представляют российские компании (83%), 10% участников – иностранные и еще 7% — совместные предприятия.Компании-участницы опроса с разной численностью персонала представлены в приблизительно равных долях:

  • менее 50 работников – 32% компаний;
  • от 50 до 100 сотрудников – 17%;
  • от 101 до 500 – 25%;
  • более 500 человек – 26% организаций.

По результатам исследования, 116 организаций из 404 (29%) сегодня используют аутсорсинг учетных функций. Более трети компаний, передавших часть функций на аутсорсинг-обеспечение, планируют начать использовать аутсорсинг и других видов учетных функций (бухгалтерского учета/ кадрового делопроизводства/ взаиморасчетов с персоналом). Еще 10% организаций, не пользующихся аутсорсингом, в будущем собирается опробовать эту услугу. Таким образом, в аутсорсинге учетных функций заинтересованы почти 40% компаний, работающих в Росcии.

Главные приверженцы аутсорсинга – иностранные компании, малый и крупный бизнес

Иностранные компании традиционно более лояльны к использованию аутсорсинга, чем отечественные. На внешнее обслуживание учетные функции передает каждая вторая зарубежная организация и каждая четвертая российская. Размер бизнеса также имеет значение: аутсорсинг наиболее популярен среди организаций, где работают менее 50 сотрудников, а также среди крупных компаний с численностью персонала от 500 человек.

Использование аутсорсинга в зависимости от размера и типа компании
Рис. 1. Использование аутсорсинга в зависимости от размера и типа компании

База:  компании с численностью < 50 сотрудников – 130, от 50 до 100 – 70, от 101 до 500  – 102, > 500 – 102 компании (из них иностранные компании – 40, совместные предприятия – 27, российские компании – 337).

Бухгалтерский аутсорсинг наиболее востребован среди российских компаний

Наибольшим спросом сегодня пользуется бухгалтерский аутсорсинг – его применяют 65% компаний, аутсорсинг кадрового делопроизводства — 38%. Обеспечение взаиморасчетов с персоналом на провайдера возлагают 32% использующих аутсорсинг организаций. Среди российских компаний наиболее востребован аутсорсинг бухгалтерского учета (75%), среди иностранных – кадрового делопроизводства (50%).

Виды аутсорсинга учетных функций, которые используют компании
Рис. 2.  Виды аутсорсинга учетных функций, которые используют компании

База: 115 респондентов из компаний, использующих аутсорсинг учетных функций в настоящее время (из них иностранные компании – 22, российские компании – 85).

Аутсорсинг наиболее выгоден тем, кто заботится о бизнес-показателях — владельцам и топ-менеджерам 

Респонденты из компаний, уже пользующихся аутсорсингом, считают его полезным, в первую очередь, для собственника (45%) и генерального директора (37%). Плюсы в привлечении аутсорсинг-провайдера для главного бухгалтера видят 10% участников опроса. В компаниях, где аутсорсинг не используют, его преимущества представляют слабо – половина респондентов посчитала, что внешнее обеспечение учетных функций не выгодно никому в организации.

Степень заинтересованности собственника и наемных руководителей в аутсорсинге учетных функций Рис. 3. Степень заинтересованности собственника и наемных руководителей в аутсорсинге учетных функций
База: 289 компаний, не использующих аутсорсинг учетных функций в данный момент; 115 компаний, применяющих аутсорсинг учетных функций на момент опроса.

Основные преимущества аутсорсинга – рост устойчивости бизнеса и снижение расходов

Главными положительными эффектами использования аутсорсинга учетных функций участники опроса считают снижение зависимости от человеческого фактора (45%), уменьшение нагрузки на финансовую и кадровую службы (43%) и снижение стоимости процессов (43%).

Поскольку респонденты отмечали плюсы аутсорсинга в первую очередь применительно к своим позициям и задачам, важнейшими преимуществами для собственников и топ-менеджеров стали снижение зависимости от персонала и оптимизация расходов, а для HR-менеджеров — уменьшение нагрузки на службы и перенос рисков на подрядчика.

Преимущества аутсорсинга учетных функций в разрезе должности респондента
Рис. 4. Преимущества аутсорсинга учетных функций в разрезе должности респондента
База: 63 HR-менеджера, 88 топ-менеджеров из компаний, имеющих опыт использования аутсорсинга учетных функций.

Неудовлетворенность аутсорсингом – следствие выбора некомпетентного провайдера и недостаточной регламентации сотрудничества

Опыт использования аутсорсинга учетных функций большинство респондентов оценили как положительный. Главные аргументы – «экономия времени и нервов», «дешевле, чем собственные специалисты», «экономия затрат», «высокое качество», «большая эффективность, чем от собственной службы», «значительное облегчение работы».
Оценка опыта применения аутсорсинга учетных функций
Рис. 5. Оценка опыта применения аутсорсинга учетных функций

 

База: 151 компания, имеющая опыт одного или нескольких видов аутсорсинга учетных функций -аутсорсинга кадрового делопроизводства, расчета зарплаты или бухгалтерского учета (из них 82 компании с опытом отказа от сотрудничества с провайдером аутсорсинга, 69 компаний без опыта отказа).

По данным исследования, около трети использующих аутсорсинг учетных функций компаний недовольны своим текущим провайдером. Основные претензии касаются организации процесса предоставления услуг, качества работы и соблюдения сроков.

Причины неудовлетворенности текущим провайдером аутсорсинга
Рис. 6. Причины неудовлетворенности текущим провайдером аутсорсинга

База: 67 компаний, использующих аутсорсинг учетных функций на момент опроса и не имеющих опыта отказа от сотрудничества с провайдером.

Вышеуказанные претензии к аутсорсинг-провайдеру при отсутствии обоюдных усилий по исправлению ситуации становятся причинами смены подрядчика и даже отказа от аутсорсинга. Как показывают результаты опроса, каждой второй компании приходилось по собственной инициативе прекращать работу с провайдером аутсорсинга учетных функций, чаще всего – бухгалтерского обеспечения. Получив негативный опыт работы с одним провайдером, 21% компаний обратились к другому поставщику и продолжили использовать аутсорсинг. Еще 30% организаций вернули выполнение учетных функций в компанию.

Основные мотивы отказа от аутсорсинга – низкое качество работы провайдера (45%), плохая организация процесса оказания услуг (42%). Еще 20% компаний назвали в качестве причины нехватку средств, 19% — расширение собственных служб, ошибки в учете и беспокойство о конфиденциальности информации.
Доля компаний, прекращавших сотрудничество с аутсорсинг-провайдером
Рис. 7. Доля компаний, прекращавших сотрудничество с аутсорсинг-провайдером

База: респонденты из 165 компаний, имеющих опыт аутсорсинга учетных функций.

Провайдера выбирают по репутации на рынке и гарантированному качеству работы

При выборе аутсорсинг-провайдера принимающие решение лица – собственник бизнеса и команда топ-менеджеров — ориентируются в первую очередь на стоимость услуг и наличие конкретных успешных кейсов. Для HR-менеджеров второй по важности критерий после стоимости услуг — репутация подрядчика на рынке. Гарантированный высокий уровень предоставления сервиса одинаково важен для обеих групп респондентов.

Критерии выбора аусторсинг-провайдера
Рис. 8. Критерии выбора аусторсинг-провайдера

База: 63 HR-менеджера, 88 топ-менеджеров.

Выбор провайдера по критерию «цена-качество» является оптимальным, однако стоит учитывать, что низкие расценки не создают возможностей для экономии, но свидетельствуют о невозможности подрядчика обеспечить высокое качество оказания услуг. В общемировой практике основная цель использования аутсорсинга — повышение стабильности бизнеса за счет стандартизации процессов и внедрения лучших практик, а сопутствующее этому процессу снижение издержек обычно незначительно.

Причины недоверия к аутсорсингу – боязнь утечки информации и недостаточная осведомленность об этой услуге

Основными причинами, по которым бизнес в России не так активно пользуется аутсорсингом учетных функций, как компании за рубежом, являются боязнь утечки информации, высокая стоимость услуги и отсутствие «политической воли» руководства.

Понимание причин, препятствующих передаче функций на внешнее обеспечение, разнится у компаний, использующих и не использующих аутсорсинг учетных функций. Это хорошо иллюстрирует графа «Другое» на Рисунке 9. Можно предположить, что организации, которые сразу нашли компетентного провайдера и четко регламентировали взаимодействие с ним, избежали негативного опыта аутсорсинга и не учитывают этот фактор как препятствие.

Интересно, что 21% респондентов из организаций, использующих аутсорсинг учетных функций (против 18% в компаниях, реализующих их своими силами) считают, что если лучше информировать бизнес о принципах и назначении аутсорсинга, станет больше организаций, готовых его успешно применять.

Основные препятствия для передачи учетных функций на аутсорсинг
Рис. 9. Основные препятствия для передачи учетных функций на аутсорсинг

База: 151 компания с опытом использования аутсорсинга учетных функций; 217 компаний без опыта аутсорсинга.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы