- менее 50 работников – 32% компаний;
- от 50 до 100 сотрудников – 17%;
- от 101 до 500 – 25%;
- более 500 человек – 26% организаций.
По результатам исследования, 116 организаций из 404 (29%) сегодня используют аутсорсинг учетных функций. Более трети компаний, передавших часть функций на аутсорсинг-обеспечение, планируют начать использовать аутсорсинг и других видов учетных функций (бухгалтерского учета/ кадрового делопроизводства/ взаиморасчетов с персоналом). Еще 10% организаций, не пользующихся аутсорсингом, в будущем собирается опробовать эту услугу. Таким образом, в аутсорсинге учетных функций заинтересованы почти 40% компаний, работающих в Росcии.
Главные приверженцы аутсорсинга – иностранные компании, малый и крупный бизнес
Иностранные компании традиционно более лояльны к использованию аутсорсинга, чем отечественные. На внешнее обслуживание учетные функции передает каждая вторая зарубежная организация и каждая четвертая российская. Размер бизнеса также имеет значение: аутсорсинг наиболее популярен среди организаций, где работают менее 50 сотрудников, а также среди крупных компаний с численностью персонала от 500 человек.
Рис. 1. Использование аутсорсинга в зависимости от размера и типа компании
База: компании с численностью < 50 сотрудников – 130, от 50 до 100 – 70, от 101 до 500 – 102, > 500 – 102 компании (из них иностранные компании – 40, совместные предприятия – 27, российские компании – 337).
Бухгалтерский аутсорсинг наиболее востребован среди российских компаний
Наибольшим спросом сегодня пользуется бухгалтерский аутсорсинг – его применяют 65% компаний, аутсорсинг кадрового делопроизводства — 38%. Обеспечение взаиморасчетов с персоналом на провайдера возлагают 32% использующих аутсорсинг организаций. Среди российских компаний наиболее востребован аутсорсинг бухгалтерского учета (75%), среди иностранных – кадрового делопроизводства (50%).
Рис. 2. Виды аутсорсинга учетных функций, которые используют компании
База: 115 респондентов из компаний, использующих аутсорсинг учетных функций в настоящее время (из них иностранные компании – 22, российские компании – 85).
Аутсорсинг наиболее выгоден тем, кто заботится о бизнес-показателях — владельцам и топ-менеджерам
Респонденты из компаний, уже пользующихся аутсорсингом, считают его полезным, в первую очередь, для собственника (45%) и генерального директора (37%). Плюсы в привлечении аутсорсинг-провайдера для главного бухгалтера видят 10% участников опроса. В компаниях, где аутсорсинг не используют, его преимущества представляют слабо – половина респондентов посчитала, что внешнее обеспечение учетных функций не выгодно никому в организации.
Рис. 3. Степень заинтересованности собственника и наемных руководителей в аутсорсинге учетных функций
База: 289 компаний, не использующих аутсорсинг учетных функций в данный момент; 115 компаний, применяющих аутсорсинг учетных функций на момент опроса.
Основные преимущества аутсорсинга – рост устойчивости бизнеса и снижение расходов
Главными положительными эффектами использования аутсорсинга учетных функций участники опроса считают снижение зависимости от человеческого фактора (45%), уменьшение нагрузки на финансовую и кадровую службы (43%) и снижение стоимости процессов (43%).
Поскольку респонденты отмечали плюсы аутсорсинга в первую очередь применительно к своим позициям и задачам, важнейшими преимуществами для собственников и топ-менеджеров стали снижение зависимости от персонала и оптимизация расходов, а для HR-менеджеров — уменьшение нагрузки на службы и перенос рисков на подрядчика.
Рис. 4. Преимущества аутсорсинга учетных функций в разрезе должности респондента
База: 63 HR-менеджера, 88 топ-менеджеров из компаний, имеющих опыт использования аутсорсинга учетных функций.
Неудовлетворенность аутсорсингом – следствие выбора некомпетентного провайдера и недостаточной регламентации сотрудничества
Опыт использования аутсорсинга учетных функций большинство респондентов оценили как положительный. Главные аргументы – «экономия времени и нервов», «дешевле, чем собственные специалисты», «экономия затрат», «высокое качество», «большая эффективность, чем от собственной службы», «значительное облегчение работы».
Рис. 5. Оценка опыта применения аутсорсинга учетных функций
Оценка | Компании с опытом смены провайдера/ отказа от аутсорсинга | Компании без опыта смены провайдера/ отказа от аутсорсинга |
Скорее положительная | 37% | 67% |
Скорее отрицательная | 26% | 13% |
Затрудняюсь ответить | 38% | 20% |
База: 151 компания, имеющая опыт одного или нескольких видов аутсорсинга учетных функций -аутсорсинга кадрового делопроизводства, расчета зарплаты или бухгалтерского учета (из них 82 компании с опытом отказа от сотрудничества с провайдером аутсорсинга, 69 компаний без опыта отказа).
По данным исследования, около трети использующих аутсорсинг учетных функций компаний недовольны своим текущим провайдером. Основные претензии касаются организации процесса предоставления услуг, качества работы и соблюдения сроков.
Рис. 6. Причины неудовлетворенности текущим провайдером аутсорсинга
База: 67 компаний, использующих аутсорсинг учетных функций на момент опроса и не имеющих опыта отказа от сотрудничества с провайдером.
Вышеуказанные претензии к аутсорсинг-провайдеру при отсутствии обоюдных усилий по исправлению ситуации становятся причинами смены подрядчика и даже отказа от аутсорсинга. Как показывают результаты опроса, каждой второй компании приходилось по собственной инициативе прекращать работу с провайдером аутсорсинга учетных функций, чаще всего – бухгалтерского обеспечения. Получив негативный опыт работы с одним провайдером, 21% компаний обратились к другому поставщику и продолжили использовать аутсорсинг. Еще 30% организаций вернули выполнение учетных функций в компанию.
Основные мотивы отказа от аутсорсинга – низкое качество работы провайдера (45%), плохая организация процесса оказания услуг (42%). Еще 20% компаний назвали в качестве причины нехватку средств, 19% — расширение собственных служб, ошибки в учете и беспокойство о конфиденциальности информации.
Рис. 7. Доля компаний, прекращавших сотрудничество с аутсорсинг-провайдером
База: респонденты из 165 компаний, имеющих опыт аутсорсинга учетных функций.
Провайдера выбирают по репутации на рынке и гарантированному качеству работы
При выборе аутсорсинг-провайдера принимающие решение лица – собственник бизнеса и команда топ-менеджеров — ориентируются в первую очередь на стоимость услуг и наличие конкретных успешных кейсов. Для HR-менеджеров второй по важности критерий после стоимости услуг — репутация подрядчика на рынке. Гарантированный высокий уровень предоставления сервиса одинаково важен для обеих групп респондентов.
Рис. 8. Критерии выбора аусторсинг-провайдера
База: 63 HR-менеджера, 88 топ-менеджеров.
Выбор провайдера по критерию «цена-качество» является оптимальным, однако стоит учитывать, что низкие расценки не создают возможностей для экономии, но свидетельствуют о невозможности подрядчика обеспечить высокое качество оказания услуг. В общемировой практике основная цель использования аутсорсинга — повышение стабильности бизнеса за счет стандартизации процессов и внедрения лучших практик, а сопутствующее этому процессу снижение издержек обычно незначительно.
Причины недоверия к аутсорсингу – боязнь утечки информации и недостаточная осведомленность об этой услуге
Основными причинами, по которым бизнес в России не так активно пользуется аутсорсингом учетных функций, как компании за рубежом, являются боязнь утечки информации, высокая стоимость услуги и отсутствие «политической воли» руководства.
Понимание причин, препятствующих передаче функций на внешнее обеспечение, разнится у компаний, использующих и не использующих аутсорсинг учетных функций. Это хорошо иллюстрирует графа «Другое» на Рисунке 9. Можно предположить, что организации, которые сразу нашли компетентного провайдера и четко регламентировали взаимодействие с ним, избежали негативного опыта аутсорсинга и не учитывают этот фактор как препятствие.
Интересно, что 21% респондентов из организаций, использующих аутсорсинг учетных функций (против 18% в компаниях, реализующих их своими силами) считают, что если лучше информировать бизнес о принципах и назначении аутсорсинга, станет больше организаций, готовых его успешно применять.
Рис. 9. Основные препятствия для передачи учетных функций на аутсорсинг
База: 151 компания с опытом использования аутсорсинга учетных функций; 217 компаний без опыта аутсорсинга.