Сегодня мы поговорим о том, что более всего беспокоит руководителей компаний в России, что они делают для минимизации рисков, и что ожидают от власти.
Горизонт волнения
Большая часть гендиректоров в нашей стране, по данным PwC, полагает, что в 2015-м году количество угроз для бизнеса выросло (63%). Оптимистов, считающих нынешний кризис временем возможностей, меньше (16%). Стоит признать, что причин для тревог у руководителей немало. Основные, что неудивительно, связаны с экономическими и политическими реалиями последнего времени. Геополитическая неопределенность — абсолютный лидер среди угроз, очевидных российским директорам (86%), и это самый высокий показатель в мире. На втором месте — увеличение налоговой нагрузки. Тройку замыкает социальная нестабильность, и сразу за ней — чрезмерное регулирование (Рис. 1).
Рисунок 1. Чрезмерное госрегулирование экономики волнует российских гендиректоров куда меньше, чем зарубежных коллег.
Источник: 18-й Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира, PwC
Если говорить об оценке влияния уже существующих трендов в среднесрочной перспективе, российские руководители связывают основные риски для бизнеса в ближайшие пять лет с изменениями в отраслевом законодательстве (54%) и увеличением числа как прямых, так и косвенных конкурентов (42%).
Чуть меньше гендиректоров заботят перемены в поведении клиентов и изменения в каналах сбыта. А вот появление инноваций в ключевых технологиях производства или предоставления услуг (как 3D-печать, например), страшно волнующая бизнесменов из США, да и других стран мира, россиян почти не интересует. Видимо, наши директора полагаются на временной лаг в трансфере технологий и рассчитывают «подумать об этом завтра».
Обеспечение доступа к кредитам, по данным PwC, волнует добрую половину российских гендиректоров. В частности, этот вопрос поднял на ПМЭФ 2015 глава «ЛУКОЙЛ» Вагит Аликперов: «Мы практически не привлекаем средств. (…) Конечно, мы достигли договоренностей о привлечении российских денег у «Сбербанка» и «Альфа-банка», но деньги не дешевые».
Проблему финансирования крупных проектов призваны отчасти решать несколько инициатив. Так в начале июля заработает Банк БРИКС для финансирования инфраструктурных и других проектов устойчивого развития стран-участниц. А на базе ШОС будет создан Международный центр банковского финансирования для поддержки трансграничных проектов.
Cреди бизнес-рисков самый серьезный на сегодняшний день — нехватка квалифицированных кадров (Рис. 2). Впрочем, по сравнению с показателем 2014 года (85%), напряжение несколько спало. Предположительно, после пересмотра HR-бюджетов.
Их «режут» за счет отказа от индексации зарплат, внешнего обучения, подбора и корпоративных мероприятий, высвобождения персонала. По данным PwC, продолжить сокращения сотрудников в 2015-м году планируют 24% компаний в России, по данным KPMG — порядка 50%. Кстати, 40% организаций, в основном российского происхождения, в этом году уменьшают численность HR-отделов (KPMG).
Рисунок 2. Информационная безопасность беспокоит руководителей даже больше, чем растущая конкуренция.
Источник: там же
Как видно из Рис. 2, главные бизнес-риски — это дефицит квалифицированных кадров, падение доходов населения из-за геополитики и коррупция на местах из-за сложившейся системы госуправления.
В данной ситуации компании, с одной стороны, меняют собственные стратегии и переходят в режим «энергосбережения», а с другой — рассчитывают на адекватные сигналы и действия властей.
Что касается «самостоятельной работы», то в 2015-м году 75% организаций, по данным PwC, сфокусировались на оптимизации издержек (в 2014 году — 50%). А задача сократить затраты на персонал и вовсе стоит перед 84% компаний (KPMG), наиболее остро — перед управленцами из финансового сектора и FMCG ( > 90%), фармации.
Еще серьезнее компании настроены только на повышение эффективности работы сотрудников c помощью анализа бизнес-процессов и пересмотра оргструктуры. Например, «Ростелеком» планирует в этом году сэкономить за счет запуска программы повышения операционной эффективность порядка 4,5 млрд рублей. А «Сбербанк» на днях подписал договор с SAP и в ближайшие три года будет внедрять эту систему для управления ресурсами и персоналом.
Стоит отметить, что вывод отдельных HR-функций на аутсорсинг занимает в антикризисных планах компаний не последнее место, как и создание Единых центров обслуживания.
Источник: НR-бюджет и планы на 2015 год, KPMG
По нашему опыту тема аутсорсинга бизнес-процессов в кризис начинает играть новыми красками. В этом году, по данным PwC, активно передавать на аутсорсинг бизнес-процессы или функции запланировали 22% компаний в России и 32% — в мире. Это немало, учитывая, что аутсорсинговая модель уже широко распространена за рубежом и используется многими компаниями.
Причину озвучил в интервью PwC главный управляющий директор «Альфа-Банка» Алексей Марей, рассказывая о стратегии банка во время кризиса: «В условиях турбулентности ты вспоминаешь о том, что называется «своим ядром», и фокусируешься на главном, поэтому мы будем работать, концентрируясь на важном, и мы будем повышать операционную эффективность бизнеса, добиваясь более высокой производительности всех элементов, процессов и сотрудников». Концентрироваться на важном, повышая операционную эффективность — слово в слово идея аутсорсинга, получившая в этом году новое звучание.
Ожидания от государства
По данным опроса PwC, бизнес в России ожидает от государства эффективной налоговой системы, инвестиций в развитие инфраструктуры, расширения возможностей доступа к кредитам, развитой цифровой инфраструктуры и повышения качества образования.
Малый и средний бизнес в ходе Петербургского экономического форума более всего жаловался на налоги, налоговое администрирование и произвол ФАС, а промышленники просили предотвратить падение доллара, чтобы «освоиться на внутренних и внешних рынках», и говорили о целесообразности сохранения «тесноты связей и контакта» с зарубежными партнерами.
Рисунок 3. Первоочередная задача государства — налоги и дороги.
Источник: 18-й Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира, PwC