Дорогие читатели, сегодня мы хотели бы вкратце затронуть такую важную тему как неформальные знания и рассказать об их важности для достижения профессиональных результатов.
Знания формальные и неформальные
Как сотруднику не растерять свои знания? Обычно на этот вопрос отвечают быстро: путем их формализации, т.е. обличения в конкретную форму — это может быть конспект, письменная инструкция, книга, справочник, компьютерная программа и т.д. Мы привыкли, что воспроизводить и обновлять из года в год определенные умения — это альфа и омега сохранения конкурентоспособности. Формализация — хорошее дело, но в одиночку она не работает. Ведь ей поддается только то, что может быть однозначно кодифицировано и передано средствами языка, все остальное при этом остается за бортом.
Существует целый пласт неформализованных знаний — так называемые «мягкие» навыки — общее понимание бизнес-процессов, опыт, интуиция, знание поведения отдельных людей и т.д., что в совокупности формирует неформальный опыт всей команды. Это так называемые неявные знания, плохо поддающиеся формализации или вовсе для этого непригодные. Термин «неявное знание» предложил Майкл Полани еще в 1960-е годы, сказав по этому поводу, что «мы можем знать больше, чем способны рассказать». Эти неформализованные знания приобретаются только на практике и абсолютно субъективны — каждый из нас интерпретирует и усваивает их в зависимости от имеющегося жизненного опыта и контекста. И Бог бы с ними, с этими эфемерными знаниями, если бы они не оказывали судьбоносного влияния на бизнес.
Берегите то, что скрыто
«Среди двух типов знаний, явных и неявных, последние наиболее важны из-за их ограниченной способности к трансферту», — писал Роберт Грант еще в 1996 году (Robert Grant, Towards a Knowledge-based Theory of the Firm, 1996).
В начале 2000-х уважаемый в мире теоретик экономики и менеджмента Дэвид Тис рассказал о своей концепции динамических способностей компании, под которыми он подразумевает способность распознать, использовать, реконфигурировать и защищать знания как активы и компетенции (Дэвид Тис, Получение экономической выгоды от знаний как активов: новая экономика, рынки ноу-хау и нематериальные активы. — «Российский журнал менеджмента», №1, 2004).
Связь между неявными знаниями и бизнес-показателями первым попытался измерить адъюнкт-профессор, преподаватель управления стратегией и инновациями в Wingate University Гарольд Харлоу в 2008 году (Harold Harlow, The Effect of Tacit Knowledge on Firm Performance. Journal of Knowledge Management, Vol. 12, 2008). Для этого Харлоу придумал методику расчета Индекса неявных знаний (Tacit Knowledge Index), в которой индекс определяется, конечно, не абстрактными знаниями в головах людей, а наличием ряда инструментов управления знаниями, от баз данных до CRM-систем. Вышло, что корреляция Индекса неявных знаний с финансовыми показателями составила 0,487, а с инновационной активностью — 0,616. Это подтвердило гипотезу о том, что управление неявными знаниями напрямую влияет на финансовые показатели и инновационность бизнеса.
Впрочем, даже если в вашей компании комплексной системы управления знаниями с многочисленными техническими «примочками» нет, неявные знания есть в любом случае. Поэтому первостепенная задача для всех без исключения — сохранить их и приумножить.
Наш подход
Надеемся, что Вас не слишком утомили наши околонаучные изыскания. В следующей статье мы в более художественном ключе мы поговорим о том, как UCMS Group решает для себя задачу сохранения и развития неформальных знаний сотрудников. Речь пойдет не про обучение, не про деньги, не про соцпакет, а про нашу корпоративную культуру, которая помогает нам развивать людей и делать их эффективнее.
Оставайтесь на связи! ☺