Этот пост для тех, кто еще не предприниматель, но готов им стать. Пошагово опишем, что нужно сделать, чтобы стать стартапером, и при этом быть законопослушным налогоплательщиком.
Итак, для начала Вам нужно определиться с базовыми моментами:
1. Выбрать форму собственности. То есть, определиться: ИП или ООО? Все «за» и «против» выбора мы описали вот в этом посте (а в этом посте мы напоминаем, какие организационные формы в целом существуют).
2. Определить вид деятельности. От вида деятельности будет зависеть система налогообложения, величина налогов и количество сдаваемой отчетности.
- Традиционные виды деятельности не требуют никаких разрешений, поскольку не связаны с риском для здоровья. Их список довольно внушительный.
- Лицензируемые, наоборот, подразумевают специальное разрешение. Полный их перечень представлен в законодательстве.
- Виды деятельности, требующие согласования, предполагают наличие соответствующих документов (от СЭС, МЧС и пр.). Чем выше риск, тем больше налоги.
3. Выбрать систему налогообложения.
Существует 4 вида систем налогообложения:
- ОСНО – общая система налогообложения. Чаще всего используется на предприятиях.
- УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Под этот режим налогообложения попадает строго определенный перечень видов деятельности.
- ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.
Самые распространенные – УСН и ЕНВД – относятся к категории специальных налоговых режимов. Специальными они называются, потому что позволяют налогоплательщику вместо множества налогов ОСНО отчитываться лишь по одному. Это серьезно экономит деньги и нервы. Ведь посчитать, заплатить, сдать отчетность в налоговую – немалый труд.
Кроме режима налогообложения, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов». Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).
Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:
- Объем расходов небольшой;
- ИП осуществляет деятельность без наемных работников;
- Оплата происходит через электронные платежные системы.
Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоднее, если:
- Большой объем расходов;
- Расходы можно легко подтвердить перед налоговой;
- Планируется, что доходы будут регулярными;
- Если для выбранного вида деятельности установлена льготная ставка в регионе (в ряде регионов нужно, чтобы доход от этого вида деятельности был не менее 70–80% от общего дохода).
Что касается отчетности и налогов, то это непростая процедура, которая включает в себя набор традиционных вопросов:
- Как узнать, когда сдавать отчетность? Для этого существует бухгалтер. Если бухгалтера у Вас еще нет, можно покопаться в интернете и попытаться найти более-менее приличный календарь отчетности.
- Как узнать, что необходимо сдавать и как правильно все подготовить? Узнать, что сдавать, относительно просто: обычно это пишут в календарях отчетности рядом со сроками сдачи. А вот как правильно подготовить документы, знают только контролирующие органы и профессиональные бухгалтеры.
- Как оплатить налоги и, главное, – платить-то сколько? Их надо сначала посчитать – с учетом объекта налогообложения, о котором мы говорили чуть раньше. Затем сформировать платежку и отнести ее в банк на оплату.
Далее, когда будете нанимать первого сотрудника, у вас появится ответственность перед государством в виде дополнительных налоговых обязательств. Возникнут вопросы, касающиеся правил оформления. Здесь для начала необходимо заключить договор (трудовой или гражданско-правовой). Затем зарегистрироваться в Пенсионном фонде, территориальном Фонде медицинского страхования и Фонде социального страхования (если сотрудник там еще не зарегистрирован). И только после этого оформить документы о его приеме.
Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по аутсорсингу учетных функций для стартапов. Мы возьмем на себя ведение учета, проконсультируем по налогам, подготовим управленческую отчетность. Вам не придется думать о налоговой или других государственных органах – общение с ними мы берем на себя – от подготовки и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности до ответов на запросы. Фокусируйтесь на своем бизнесе, бухгалтерский учет обеспечит UCMS Group.