Нормирование труда: зачем нужно в организации и как разработать систему норм

Еще лет 30-40 назад с нормированием труда не было никаких проблем – единая страна, одинаковые станки во всех ее уголках, понятные процессы и процедуры. На государственном уровне устанавливалось, что рабочий вот на таком станке за смену делает по норме столько-то деталей, а продавец в продуктовом магазине за рабочий день обслуживает столько-то покупателей. Все было просто и понятно.

Сейчас ситуация кардинально отличается, и дело не только в том, что СССР больше нет. Да, присутствие на рынке большого количества негосударственных предприятий и организаций, конечно, создает условия, при которых нормирование труда на федеральном уровне просто невозможно. Но сегодняшняя реальность – это еще и мир, в котором все меняется очень быстро – технологии, процессы, возможности. Вот и получается, что на уровне государства не угнаться за такими темпами, а вот на уровне отдельного работодателя – очень даже можно.

При этом многие организации в наше время просто не задумываются о введении системы нормирования, полагая, что это не обязательная вещь. Однако они ошибаются, а кроме того, нормирование труда – это необходимая составляющая и для системы оплаты труда и премирования, и для расчета стоимости единицы продукции или услуги.

Так что же такое на самом деле нормирование руда? Определение есть в ст. 160 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Нормы труда — нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы — устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Если говорить практическим языком, то нормирование труда – это определение, сколько полезных действий работник может и должен совершить за единицу времени на конкретной должности при наличии определенных условий.

Понятно, что даже такие общие должности как секретарь или бухгалтер в разных организациях получат разные нормы. Это будет зависеть от специфики конкретного работодателя, функционала, который нужен именно в данной организации, технического оснащения рабочего места и еще массы других нюансов.

Поэтому в законодательстве закреплено, что на государственном уровне разрабатываются только типовые и укрупненные (отраслевые, межотраслевые) нормы труда (ст. 161 ТК РФ). Конкретика же – это дело каждого отдельного работодателя внутри своей организации или предприятия, с учетом собственных особенностей (с. 162 ТК РФ).

При этом работодатели обязаны разрабатывать нормы труда – это вытекает из формулировок ст. 159 ТК РФ, в которой сказано, что работникам гарантировано применение систем нормирования труда, определяемых работодателем. Это выражается в принятии локального нормативного акта, в котором по каждой должности будут указаны нормы труда.

Некоторые работодатели уверены, что нормирование нужно только для сдельных форм оплаты труда или введения систем премирования. Что ж, в этих случаях без нормирования труда просто не обойтись. Но даже если у вас повременная система оплаты труда и нет никаких премий, без понимания норм вы не можете адекватно рассчитать необходимую штатную численность по каждой должности, а также определить себестоимость вашей продукции или услуг.

Так что нужно понимать, что установление норм труда – это не только обязанность работодателя, но и практически необходимая для организации вещь. Эту же мысль высказал и Минтруд в своем недавнем письме от 20 февраля 2019 г. № 14-1/ООГ-1201 «Об установлении системы нормирования труда на уровне учреждения». Кстати, в этом же письме есть ссылки на пару нормативных документов, которые пригодятся для разработки норм труда в организации или на предприятии. В законодательных базах можно найти еще больше подзаконных актов, в том числе отраслевых. Одна беда – некоторые из них были приняты более 40 лет назад, и, хотя официально они не отменены, морально давно устарели, уже и оборудование, и процедуры изменились сильно.

Воспользоваться такими актами можно только для того, чтобы понять общий подход и принципы разработки систем нормирования труда. Они, конечно, различаются по отраслям и сферам деятельности, но и общие моменты тут есть.

  1. 1. Нормы должны быть реальными – установление норматива в коллцентре для операторов 3 секунды на исходящий холодный звонок – это просто невыполнимо. Если вы такое и введете, да еще привяжете систему мотивации к таким нормам, то помимо тотального их неисполнения, получите еще и штрафы.
  2. Нормы должны учитывать специфику конкретного рабочего места у конкретного работодателя. Не надо переписывать и утверждать у себя в организации чужие нормативы. Понятно, что разработать и внедрить их – не самое простое дело, но это необходимо. Государство потому и отдало всю деятельность по нормированию самим организациям, что невозможно со стороны учесть все нюансы, а без них система норм не будет работать.
  3. Работодатель обязан обеспечить условия для выполнения норм. Если вы установили нормы для секретаря с учетом наличия и телефона, и интернета, но при этом связь в офисе работает плохо, то требовать выполнения нормативов по звонкам или отправке мейлов вы не сможете.
  4. Нормы могут и должны пересматриваться. Система нормирования – это не застывшая в янтаре муха, это живая система, которая будет изменяться в соответствии с потребностями организации. И да, изменение норм труда – это как раз то, что можно провести по ст. 74 ТК РФ. Один момент – если вы ввели нормы, но один конкретный работник на своем месте так организовал свой труд, что выполняет и перевыполняет, менять весь норматив вы не имеете права (ч. 3 ст. 160 ТК РФ).

В целом, надо понимать, что система нормирования труда – это полезная и нужная в организации или на производстве вещь, особенно в условиях кризиса. Она позволяет точно рассчитать штат и себестоимость продукта и избежать излишних затрат. Кроме того, ее введение обязательно с точки зрения ТК РФ.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы