Методика проведения спецоценки условий труда, которая заменила с 2014 года аттестацию рабочих мест, разработана совсем недавно. Разберемся, каков теперь порядок оценки условий труда на рабочих местах.
Порядок проведения спецоценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), а Методика — приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Рассмотрим подробнее этапы спецоценки условий труда.
Первый этап
Прежде чем измерить вредность или опасность условий труда, необходимо провести их идентификацию. В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ и пунктом 10 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:
• работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
• в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;
• на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или спецоценок были установлены вредные (опасные) условия труда.
Ведь изначально известно, что условия труда на таких рабочих местах являются вредными и (или) опасными.
Идентификация вредных и опасных производственных факторов предполагает выполнение следующих действий (п. 3 Методики):
• нужно выявить и описать факторы производственной среды и трудового процесса и их источники. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приведен в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н;
• следует сопоставить и установить совпадения в наименованиях выявленных факторов с наименованиями вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в Классификаторе;
• необходимо принять решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов;
• надо зафиксировать результаты идентификации, оформив отчет или подав декларацию.
Все эти действия выполняет специалист из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (ч. 1 ст. 20 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики).
Для выявления вредных (опасных) факторов он может использовать техническую, технологическую документацию, должностные инструкции, информацию о характеристиках сырья и материалов, результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований и измерений вредных (опасных) факторов.
Работодатель обязан предоставить ему все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Если таких документов нет, эксперт обследует рабочее место, осматривает его в процессе выполнения работником штатных действий, опрашивает его.
Если эксперт установит совпадение наименований выявленных факторов производственной среды с наименованиями, указанными в Классификаторе, такие факторы признаются вредными или опасными (п. 7 Методики). Далее он принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) факторов (п. 7 Методики). Обратите внимание: идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию (списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10), и мест, предполагающих гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда. Эксперт должен принять решение о замерах уровня вредных факторов. Это необходимо для отнесения условий труда к 3-му или 4-му классу опасности, так как именно от класса (подкласса) теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.
Если вредные (опасные) факторы по результатам идентификации не выявлены или не обнаружено совпадения их наименований в Классификаторе, эксперт фиксирует их отсутствие на рабочем месте. Условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики).
Результаты идентификации эксперт заносит в раздел II «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета, форма которого приведена в приложении № 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Результаты идентификации должна утвердить комиссия.
Второй этап
В случае выявления на рабочем месте вредных (опасных) факторов необходимо измерить их фактические значения (п. 12 Методики и ст. 12 Закона № 426-ФЗ). Осуществляют это испытательная лаборатория, эксперты или другие работники организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (п. 13 Методики).
В общем случае исследования и измерения должны проводиться в момент, когда оборудование находится под нагрузкой, работает в штатном режиме с использованием обычных для данной технологии сырья и материалов (п. 16 Методики). Работодатель должен обеспечить возможность проведения таких измерений.
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений на реальном рабочем месте, если это может создать угрозу для жизни людей. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения исследований и измерений. Запретительное решение комиссии оформляется протоколом, который должен содержать обоснование причины отказа от измерений (п. 18 Методики).
В некоторых случаях исследования и измерения не проводятся, если есть результаты исследований и измерений, проведенных не ранее чем за шесть месяцев до спецоценки, и эксперт посчитал возможным использовать их (п. 13 Методики).
Результаты исследований и измерений вредных (опасных) факторов оформляют в форме протокола.
Третий этап
Условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). Вредные условия, в свою очередь, могут быть четырех степеней (подклассов) (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Эксперт устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня или смены (п. 20 Методики).
С учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов эксперт установит класс (подкласс) условий труда.
Итоговый класс может быть повышен, если на рабочем месте одновременно зафиксированы (п. 94 Методики):
• o три и более фактора, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2;
• o два и более фактора, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень.
Итоговый класс (подкласс) условий труда может быть и снижен на одну степень, если работники используют средства индивидуальной защиты, сертифицированные аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза (п. 95 Методики и ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Решение об этом принимает комиссия с учетом мнения эксперта.
Эксперт заполняет значимые показатели отчета. Инструкция по его заполнению приведена в приложении № 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
Так, выявленные потенциально вредные (опасные) факторы и продолжительность их воздействия (в часах) на работника в течение рабочего дня (смены) он отразит в графах 4—19 раздела II отчета.
Если же вредные факторы не идентифицированы, проставляется прочерк «—».
Класс (подкласс) условий труда по каждому производственному фактору на рабочем месте вписывается:
• в строку 030 раздела III отчета;
• в графы 3—16 таблицы 2 раздела V отчета.
Информация об итоговой оценке условий труда оформляется в соответствии с приложением 22 к Методике и указывается:
• в строке 030 раздела III отчета;
• в графе 17 таблицы 2 раздела V отчета.
Отчет подписывают все члены комиссии, а утверждает — ее председатель (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Если на рабочих местах установлен 1-й и 2-й класс условий труда, работодатель должен задекларировать соответствие условий госнормативам. Форма декларации приведена в приложении № 1, а порядок ее подачи — в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.
Декларацию нужно представить в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. В какой форме ее сдавать — бумажной или электронной — работодатель решает самостоятельно.
Декларация действительна в течение пяти лет. Ее действие прекратится только в случае, если с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого подана декларация, на производстве произошел несчастный случай или у него выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия вредных (опасных) факторов. Если такие обстоятельства отсутствуют, декларация по истечении срока ее действия считается продленной на следующие пять лет (п. 4—7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
В отношении рабочих мест, на которых вредные (опасные) факторы не идентифицированы, в отчете нужно указать только (п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
• сведения об организации, проводившей спецоценку условий труда (с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ) (раздел I отчета);
• перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка условий труда, с указанием на то, что вредные (опасные) производственные факторы не выявлены (раздел II отчета);
• заключение эксперта организации, привлеченной для проведения спецоценки.
Работников нужно ознакомить с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме.