В нашем блоге мы много говорим во всех подробностях о расчете зарплаты и бухгалтерском учете. Но в сегодняшнем посте я решил просто с Вами поговорить о деньгах, с которыми все мы регулярно имеем дело, в самой их прозаичной ипостаси. То есть о банкнотах, кем-то напечатанных на произведенной специально для этой цели бумаге.
Банковская полиграфия — одна из самых живучих отраслей мировой экономики, история этой индустрии мне показалась очень интересной.
Печатать деньги на бумаге придумали в средневековом Китае, и уже в 13-14 веках они стали главным средством денежного обращения в стране. В Старом и Новом свете банкноты появились значительно позже: в США – в конце 17 века, во Франции — в начале 18 века, а в Австрии и Пруссии – в середине.
Свои первые бумажные деньги (ассигнации) Российская Империя напечатала при Екатерине II в 1769 году. Причиной тому стало расширение торговых связей. Бывшая тогда в ходу медная монета (серебра и золота в государстве не хватало) совершенно не годилась для оплаты больших сделок: рубль медью весил без малого килограмм.
Екатерининские ассигнации были больше похожи на банковские обязательства-расписки, чем на привычные нам купюры. Использовались они чаще всего для выплаты жалованья чиновникам и при крупных сделках.
Поначалу все ассигнации обеспечивались монетой, но скоро из-за чрезмерного выпуска (особенно во время русско-турецкой войны) их количество превысило запасы монет, и курс по отношению к монете стал падать. В последний год царствования Екатерины за бумажный рубль давали около 70 копеек монетами. Бумага для печати ассигнаций изготовлялась Красносельской мануфактурой (позже — Царскосельской бумажной мануфактурой), а сами банкноты печатала типография Сената.
Хотя ассигнации имели водяные знаки, качество печати было невысоким, на купюрах были в основном текст и нумерация, что создавало простор для фальшивомонетчиков.
После войны с Наполеоном курс бумажного рубля упал до 20 копеек, и министр финансов Дмитрий Гурьев предложил Александру I создать отдельное предприятие для печати бумажных денег и заменить все находящиеся в обращении ассигнации на новые, лучше защищенные от подделок.
Император согласился, и Гурьев поручил австрийскому инженеру-механику и строителю генерал-лейтенанту Августину Бетанкуру (который, кстати, построил здание Манежа на Красной площади), спроектировать новое бумагоделательное и типографское производство, названное Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг. Главой Экспедиции стал князь Александр Хованский.
Дизайн новых бумажных денег достоинством пять, десять, двадцать пять, пятьдесят и сто рублей, Хованский и Бетанкур придумали вместе. Банкноты украсили пышные орнаменты в стиле ампир и гравюры. Качество водяных знаков стало выше. Первые ассигнации нового образца появились уже в 1818 году.
В середине 19 века ассигнации сменили кредитные билеты, еще лучше защищенные от подделок. Экспедиция не только постоянно модернизировала типографское оборудование, но и приглашала к работе над банкнотами лучших художников.
Однако печать по-прежнему осуществлялась вручную, и снова начались появляться фальшивки.
Тогда-то для изготовления печатных форм и пригодилось недавнее открытие физиком Борисом Якоби гальванопластики. Она обеспечила идентичность воспроизведения рисунка денежных знаков. К концу века был придуман способ производства печатных форм не из меди, а из железа, что повысило срок их службы.
С середины 19 века начала применяться и металлографская печать с гравюры, которая легла в основу современной банковской полиграфии. А в конце века изобретатель Иван Орлов придумал печатать многокрасочный рисунок с одного клише и сконструировал первую печатную машину.
Фокус в том, что при “орловской печати” достигается абсолютно точное совпадение печатаемых разными красками элементов рисунка, что недостижимо при использовании обычного типографского способа. Это преимущество позволило выпускать красочные, не поддающиеся подделке на обычном типографском оборудовании банкноты. “Орловской печатью” пользуются до сих пор.