Индия, давшая миру древнейшую из мировых религий, блестящие образцы архитектуры и литературы, 15 августа отпраздновала день своей независимости от Великобритании. Можно даже сказать, британские компании (как, впрочем, компании континентальной Европы и США), теперь сами зависят от Индии — ведущего экспортера аутсорсинговых услуг. Доля страны на мировом рынке аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) и IT превышает 50%, а ежегодный доход от этой деятельности – 47 млрд. долларов США. Более 60% клиентов – американские компании, около 30% – европейские, работающие в сфере финансов, хай-тек и телеком индустрии, производства и ритейла. В оказании услуг аутсорсинга заняты около 2,5 млн. индусов.
Овшорный аутсорсинг начал развиваться в Индии еще 1980-е, в середине 1990-х стремительно набирал обороты, подогреваемый бумом доткомов и прогрессом в области информационных технологий. В 2000-е во время экономического спада компании переводили производства в Индию, чтобы снизить издержки, а в периоды подъема – чтобы сделать «рывок». Похоже, выражение «есть все, как в Греции» пора переиначить. Почему вчерашняя колония, экспортер простых ресурсов, где бессчетное число колонизаторов умирали от скуки, лихорадки, опиума и виски, страна с высоким уровнем бедности и огромным социальным расслоением сегодня так привлекает ведущие компании из развитых стран?
Главным образом, из-за стоимости рабочей силы, которая хотя и увеличивается по причине роста спроса на индийских специалистов, но все же остается низкой по сравнению с США: зарплата американца превышает зарплату индуса как минимум в половину, а то и в пять-десять раз.
Зарплаты сотрудников – основной источник затрат компании при реализации проекта или бизнес-функции. Кадровое обеспечение большинства проектов обычно требует определенного числа молодых специалистов, несколько высококвалифицированных старших специалистов-супервайзеров и менеджера проекта. Экономия на разнице зарплат молодых специалистов в Индии и, скажем, в Западной Европе, составляет главный источник снижения издержек.
В сфере IT, например, веб-разработчик с опытом работы от года до четырех лет получает примерно 11% зарплаты американского специалиста аналогичной квалификации. Усреднено годовая зарплата молодого индийского специалиста составляет от пяти до девяти тысяч долларов США.
Более опытные специалисты и менеджеры IT-проектов в Индии в дефиците, поэтому если удается найти таковых, их зарплата не столь разительно отличается от окладов европейских и американских коллег. Маститые разработчики ПО и веб-разработчки с 10-20 годами стажа получают примерно треть средней западной зарплаты специалиста такого уровня, от 17 до 40 тыс. долларов. Менеджеры проектов с таким же стажем – от 21 до 35 тыс. долларов.
Зарплаты в области аутсорсинга бизнес-процессов разнятся. Молодежь в сфере обслуживания клиентов (как в колл-центрах, так и в службе техподдержки, не предполагающей общения по телефону), зарабатывает 10-17% от зарплат американских коллег. Более квалифицированная занятость, например, должность начальника колл-центра, оценивается в 20-27% от окладов в США.
Впрочем, Индия занимает первое место среди поставщиков аутсорсинговых услуг не только из-за низких окладов, но и благодаря огромному кадровому потенциалу: 500 млн. работников, значительная часть которых неплохо образована. Местные вузы ежегодно готовят 3 млн. выпускников (больше только в Китае), 16% из которых специализируются в науке и технологиях. Хотя не все институты дают одинаково хорошее образование, некоторые, как Индийский технологический университет, уважаемы во всем мире. Настолько высококвалифицированных кадров нет ни на Филиппинах, ни в Пакистане или Индонезии, где труд еще дешевле. Так что по соотношению цена-качество рабочей силы Индия – просто идеальный аутсорсер.
Имея достаточно специалистов в секторе высоких технологий, Индия – абсолютный лидер по экспорту услуг в области IT и программного обеспечения, и зарабатывает на этом 50 млрд. долларов ежегодно — вчетверо больше, чем США. В сфере аутсорсинга иных бизнес-процессов страна также всегда в тройке лидеров.
Еще один плюс – английским языком владеет примерно 20% населения страны, то есть около 100 млн. работающих. Поскольку на английском читают лекции в вузах, уровень языковой подготовки молодых специалистов обычно неплох. Хотя лишь немногие индусы имеют домашний интернет, уровень обеспеченности доступом в сеть на рабочих местах и в вузах высок, и многие образованные индусы являются грамотными юзерами.
Другие издержки, которые компании несут при использовании аутсорсинга, в Индии также низки, как и стоимость рабочей силы, за некоторыми исключениями. В большинстве случаев расходы на аренду офисов ниже, чем в Соединенных Штатах, но в крупнейших городах могут и превышать арендную стоимость аналогичной по статусу недвижимости в США. В премиальном квартале Мумбаи, финансовой столицы государства, аренда офиса в бизнес-центре класса «А» стартует от 400 долл. США за квадратный метр в год, что вдвое больше, чем в деловом районе Нью-Йорка. А вот в Бангалоре, третьем по величине населенном пунктеи пятой по численности населения агломерации Индии, квадратный метр офисной площади стоит от 110 долларов в год в центре, и от 60 долларов – на окраинах.
Налоги в Индии высоки и компании-аутсорсеры обычно перекладывают их на своих зарубежных клиентов. Налог с доходов корпораций составляет 34%. Есть целый ряд налогов на малый бизнес, и фактическая ставка налогообложения составляет почти 65% — больше, чем во многих других странах, широко оказывающих услуги офшорного аутсорсинга. Впрочем, налог на добавленную стоимость в Индии ниже американского на 12,5%.
Резюмируя вышесказанное, европейские и американские компании выбирают Индию как поставщика аутсорсинговых услуг, поскольку в стране сформировано уникальное предложение в части трудовых ресурсов, способное с лихвой компенсировать существенное налоговое бремя: большой рынок труда, насыщенный сравнительно компетентными и подкованными в области IT англоговорящими специалистами с низкими зарплатами. Правда, сейчас национальная система образования испытывает большие нагрузки и нуждается в модернизации, без которой рост сегмента IT- и BPO-аутсорсинга вскоре замедлится.