Итак, в конце 2011 года Россия, наконец-то, вступила во Всемирную торговую организацию, и после завершения внутренних ратификационных процедур к июню у нас в полном объеме вступят в действие правила ВТО. Хочется верить, что хотя бы некоторые из обещанных нам бенефитов станут былью, но судя по всему, российскому бизнесу целесообразнее всего готовиться к глобальным переменам исходя из пессимистичного сценария.
Его основные положения озвучивают на всех уровнях, от бизнесменов до министров. Так, например, министр промышленности России Виктор Христенко публично признал, что вступление в ВТО «будет болезненным» для целого ряда отраслей.
В целом, выживание различных отраслей отечественной экономики, не говоря уже о приобретении выгод от этого шага, зависит от того, сможет ли государство грамотно выстроить систему поддержки отраслей, смогут ли предприятия найти средства и возможности для модернизации и выхода на европейский уровень качества, повышения инвестиционной привлекательности, роста производительности.
Российскому бизнесу важно стать похожим на европейский
Очевидно, что когда под знаменами ВТО в Россию сначала придут транснасциональные компании, а затем и небольшие иностранные бизнесы, российским компаниям потребуется форсированно повышать конкурентоспособность.
Для промышленных гигантов приоритетными задачами станут модернизация мощностей и рост производительности. Для крупных непроизводственных корпораций – повышение эффективности труда и снижение издержек. Для малого и среднего бизнеса – снижение издержек, выпуск инновационной продукции и рост инвестиционной привлекательности.
Пожалуй, малым и средним предприятиям придется тяжелее всего. Возможностей доступа к кредитам у них куда меньше, чем у крупного бизнеса. К примеру, сейчас финансирование инновационых проектов МСП идет под эгидой ВЭБа, которому Фонд национального благосостояния перечисляет беспроцентные транши, позволяющие предоставлять средства банкам-членам партнерской программы поддержки инноваций под 5% годовых. Банки, в свою очередь, кредитуют предпринимателей под 11-12% годовых. Дорого, но все же дешевле, чем кредивание на обычных услових коммерческими банками, которые и так неохотно финансируют рискованные в российских реалиях инновационные проекты. Скажем, если ВЭБ будет акционирован, судьба этой программы льготного кредитования неочевидна.
Представляется, что наиболее очевидной задачей для среднего бизнеса станет привлечение иностранных инвестиций и создание СП, а стартапы сосредоточатся на «приманивании» бизнес-ангелов и венчурных фондов. Ни то, ни другое невозможно без отстраивания бизнес-процессов по европейским стандартам, соответствия международным требованиям к прозрачности отчетности и эффективности затрат.
В итоге о каком сегменте бизнеса ни говори, приходишь к выводу о необходимости его соответствия западным стандартам менеджмента.
Новый вгляд на финансовую отчетность и прозрачность
Вообще стандартизация, особенно в области налогообложения и налоговой отчетности, станет проблемой для всего российского бизнеса при вступлени в силу норм ВТО. Так, например, для привлечения иностранных инвесторов и выхода на зарубежные рынки придется перейти на ведение бухгалтерской отчетности по МСФО. На следующие нескольких лет запланированы и иные изменения в области налогообложения.
Очевидно, что комплекс черт новой реальности, в которой нам придется жить с июня этого года, формирует вызов, адекватный ответ на который требует от бизнеса принципиально иного подхода к ведению финансовой отчетности и повышению ее прозрачности.
Ведение бухгалтерского учета придется переводить на качественно новый уровень, и в связи с этим можно ожидать роста спроса на аутсорсинг бухучета. Помимо снижения рисков, связанных с некачественным ведением бухучета, и снижения прямых издержек на переподготовку персонала, аутсорсинг способствует и общему повышению эффективности затрат, а, значит, и эффективности бизнеса вцелом.