Друзья, сегодня мы расскажем на примере опыта главы преуспевающей американской компании Aetna Марка Бертолини о том, как нетрадиционные подходы к работе с персоналом и корпоративному менеджменту в целом могут принести существенную пользу для компании в виде увеличения прибыли, повышения мотивации и эффективности труда сотрудников.
Марк Бертолини, шестидесятилетний глава компании Aetna, которая входит в индекс S&P 500 и является одним из крупнейших в мире игроков рынка медицинского страхования, — живой пример человека, который, что называется, «сделал себя сам». За беспрецедентный рост прибыли на 75% в 2013 году он получил бонус в размере 30 млн долларов и занял 8 место в рейтинге самых высокооплачиваемых руководителей по версии Wall Street Journal.
Однако сегодняшняя наша история не о том, как парень из рабочей семьи встал у руля компании, работающей с 1853 года и насчитывающей 50 тысяч сотрудников. И не о том, как он заработал на большой дом в Вест Хартфорде и квартиру с видом на Центральный парк в Нью-Йорке. Она про значение личности директора в бизнесе и экологичный менеджмент. Ведь именно Бертолини превратил консервативного страховщика в одного из самых харизматичных и прогрессивных работодателей в США. Акции Aetna подорожали втрое с того момента, как он возглавил компанию в 2010 году, и побили рекордный максимум цены.
Многие из тех, кто впервые видят Марка Бертолини в рабочей обстановке, поначалу испытывают шок. Вместо галстука у него на шее амулет «Ом» и аналогичная татуировка на спине (хотя ее посетителям не видно). «Мы программируем директоров быть такой отдельной категорией людей, ждем, что они будут все время комильфо, все время официальными. Самый большой вопрос — насколько это все действительно нужно?», — говорит Бертолини в одном из своих интервью.
Впрочем, у Бертолини были все шансы стать таким же, как и сотни других руководителей корпораций. Он родился в Детройте, окончил местный университет, а затем, уже делая карьеру, получил MBA в школе менеджмента Корнельского университета, входящего в «Лигу плюща». До прихода в Aetna в 2003 году состоял в советах директоров компании FIDELCO, готовящей собак-поводырей, и Hole in the Wall Gang Camp — организации, обслуживающей тяжелобольных детей. Но его красивую прямую карьеру в области здравоохранения прервал несчастный случай, ставший началом перемен в его жизни. Выход из ситуации, который нашел Бертолини, изменил не только его, но и его компанию и даже ее клиентов.
Сегодня обычный день в Aetna выглядит так: в конференц-зале штаб-квартиры в Хартфорде только что закончился сеанс медитации, сотрудники возвращаются на рабочие места. Идут приготовления к запуску нового йога-класса, который стартует через неделю. Бертолини в своем кабинете, где золотая статуэтка индийского божества Ганеши соседствует с антикварными дедушкиными часами, обсуждает c кем-то по телефону перспективы запуска классов йоги и медитации для клиентов компании.
Здесь нет ничего необычного, просто Aetna находится в авангарде тренда, который постепенно утверждается в компаниях по всему миру. Google уже предлагает курсы эмоционального интеллекта для работников, в каждом здании General Mills есть комнаты для медитации, а такие «волки с Уолл-стрит» как Goldman Sachs и BlackRock обучают своих работников медитировать на рабочем месте.
Задачи у этих программ самые разные. Некоторые, как в Aetna, направлены на общее улучшение самочувствия работников, другие делают отдельный фокус на рост производительности. Большинство программ, от йоги для заводских рабочих до сессий управляемой медитации для топ-менеджеров, ставят целью сделать сотрудников более осознанными, менее склонными к принятию поспешных решений и в целом более дружелюбными по отношению к коллегам.
Впрочем, в компании Бертолини посещение занятий добровольное, а сам он давно получил подтверждение эффективности этих практик, буквально возвративших его к жизни после серьезной травмы в 2004 году. Тогда Бертолини, «восходящая звезда» Aetna, катаясь на горных лыжах, потерял управление, врезался в дерево на высокой скорости и упал в ущелье. Когда дочь нашла его, он не мог пошевелиться: пять шейных позвонков были сломаны, нервы, соединяющие левую руку с позвоночником, — серьезно повреждены. В отделении скорой помощи священник даже успел проводить его в последний путь. Но Бертолини выжил, чем очень озадачил врачей, и через 12 дней, после четырех операций был выписан из госпиталя. Через месяц он уже делал презентацию на конференции для инвесторов, но жизнь, к которой он вернулся, была совсем непохожей на прежнюю. Левая рука по-прежнему не действовала и страшно болела не переставая.
«В деловых книгах говорится, что ты должен быть активен в работе, иметь цели, а я не мог это делать, находясь под действием семи разных обезболивающих, большинство из которых — наркотические», — сказал Бертолини в одном из интервью CNBC. Год прожив на обезболивающих без перспектив улучшения своего состояния, он рискнул отказаться от них и попробовать альтернативные методы лечения, включая йогу, акупунктуру и натуропатию — лечение, основанное на применении природных факторов, таких как тепло или вода. Кстати, тогда Aetna еще не покрывала расходы на нетрадиционную медицину.
Вскоре Бертолини заинтересовался историей и философией йоги, стал медитировать. «Медитация — это не когда ты ни о чем не думаешь, а когда принимаешь свои мысли, понимаешь их и отпускаешь. Это потеря привязки к своим мыслям. То же самое происходит с болевыми ощущениями», — делится управленец. И хотя он все еще чувствует боль в руке, теперь может гораздо легче ее переносить: медитации помогают избавляться от негативных мыслей и лучше контролировать эмоции.
Благодаря занятиям он вернулся к работе с новыми силами. Через пять лет Бертолини возглавил Aetna, компанию с 58 млрд долларов ежегодной выручки и более, чем 23,5 млн. клиентами. Сам он считает, что без полученного опыта йоги и медитации не смог бы стать тем, кем стал: «Это заставило меня задуматься, что я делаю, как смотрю на мир, обдумать свое влияние на других и отношение к окружающим людям».
Бертолини не занял бы столь высокий пост, если бы во всем не искал возможности для бизнеса. Он подумал, что если индийские практики так помогли ему, то можно было бы с пользой внедрить их для своих подчиненных. И начал с кратких сеансов медитации на встречах с командой топов (кто-то был шокирован, другие присоединились). Главный врач компании на предложение шефа запустить йога-классы для сотрудников отреагировал скептически, как на попытку втянуть побольше людей в свое увлечение. Тогда Бертолини «схитрил», предложив подойти к задаче с научной точки зрения: оценить уровень стресса у сотрудников путем замеров частоты пульса и уровня кортизола в крови — типичных маркеров беспокойства, и проанализировать влияние на них йога-практик.
В исследовании приняли участие 340 волонтеров из числа сотрудников Aetna. Перед началом эксперимента всем им измерили пульс и уровень кортизола. Затем в течение трех месяцев треть волонтеров практиковала йогу, треть — медитацию и еще треть выступала контрольной группой. Результаты удивили всех, кроме, наверное, самого Бертолини: те, кто занимались практиками, отметили существенный рост стрессоустойчивости и улучшение сна, а их медицинские показатели стали лучше начальных.
Результаты исследования в 2012 году опубликовал журнал Occupational Health Psychology, а вскоре после публикации Aetna запустила классы йоги и медитации для сотрудников по всей стране. Начинание в целом получило поддержку у сотрудников.
Сегодня примерно четверть сотрудников Aetna (порядка 13 тыс. человек) участвуют в программе, и спрос на нее растет — классы переполнены. Компания провела широкомасштабный опрос и выяснила, что посещающие классы работники ощущают улучшение сна и снижение уровня стресса, а также болевых ощущений на 20%. Они отметили, что занятия дали им дополнительный час продуктивной работы в неделю, что эквивалентно 3 тыс. долларов на одного сотрудника в год или 30 млн. долларов совокупной прибыли в расчете на всех участников программы. Кроме того, в 2012 году произошло снижение расходов на медицинское страхование работников: выплаты снизились в среднем на 7,3% в расчете на одного сотрудника (всего порядка 9 млн. долларов экономии).
Высокий уровень стресса снижает сопротивляемость организма болезням и уменьшает продуктивность труда, а низкий, наоборот, повышает производительность и сокращает расходы на медицинское страхование. В итоге по подсчетам компании, ROI проекта составил 11:1 (!); без учета отдельных положительных эффектов, которые трудно измерить в денежном эквиваленте, — роста удовлетворенности работой и повышения качества принятия решений.
Бертолини уверен, что компании напрямую заинтересованы в снижении стресса у сотрудников, поскольку это прямо или косвенно снижает их расходы и наращивает прибыль. Он отмечает существенный вклад появления классов йоги и медитации в достижение образовавшейся в компании экономии. Признавая, впрочем, и немалую роль других проектов по поддержке здорового образа жизни — программ снижения веса и диспансеризации, запущенных в это же время.
Интересно отметить, что после прочтения нашумевшей книги французского экономиста Т.Пикетти «Капитал в 21 веке», глава Aetna прибавил своим самым низкооплачиваемым сотрудникам в США 33% к зарплате, подняв минимальную почасовую ставку с 12 до 16 долларов. Впоследствии аналогичные меры приняли такие ритейлеры как Wallmart, T. J. Maxx и Marshalls. Так что за Бертолини, несмотря на всю его эксцентричность, определенно закрепился имидж первопроходца и тренд-сеттера, за которым тянутся и которого уважают в бизнес-среде.
Наконец, последний аккорд этой истории. Бертолини был бы не Бертолини, если бы не довел успешно опробованную в компании практику до клиента в виде новой услуги. Поэтому Aetna запустила программы по управлению стрессом для сотрудников компаний, покупающих у нее медицинские страховки. Это десятки миллионов людей и тысячи новых контрактов. И вряд ли кому-то придет в голову сказать, что в этом проекте нет ничего личного, а лишь только бизнес.